Франция.

От Генерала Графа Мезона получены из лагеря Петалидийского, что в Мореи, известия от 10-го Сентября. Египтяне садились уже на суда. Ибрагим-Паша обещался сдать Модон, Корон и Наварин Французам. Турков же в Морее так мало, что они не могут там держаться. Неизвестно, как поступит Генерал врассуждении Патрасса и Миссолонги.

- Из Тулона пишут от 21-го Сентября (н. с.), что Лорд Кокрен, после продолжительного свидания с Полковником Фавье в [148] тамошнем (*) карантинном лазарете, накануне отправился в Грецию.

Турция.

Запрещение вывозить хлеб из Одессы привело жителей Стамбула в немалое смущение. Опасаются голода и страшных последствий оного в армии и в столице.

- Султан осматривал находящиеся в Босфоре военные корабли. Он намерен в скором времени расположиться станом в Ремис-Чифлике, где соберется 40,000 человек регулярного и Азийского войска, для составления, под личным предводительством Султана, резервной армии.

- Паша Ускупский собрал в Македонии нерегулярный корпус в 16.000 человек с намерением сделать обще с Нисским Коммендантом, диверсию в Сербии, вдоль по реке Мораве. Князь Милош, сведав о сем, немедленно оставил Пасарович, и выступил с частию войска в Алексинец, между тем как другой Сербский корпус занял горы. Сия решительность, как говорят, удержала Пашу Ускупского от вступления в Сербию, а Князь Милош занял позицию между Алексинцем и Кружевацем, откуда, в случае надобности, он может обратиться и к Боснии, и к Дунаю.

Краткие выписки, известия и замечания.

Наблюдатели происшествий, несводя теперь глаз своих с Турции, задают себе разные вопросы. Между прочим иные желают знать: какая судьба постигнет Империю Турецкую, колеблющуюся и падающую под бременем столь многих злоупотреблений? Многие думают, что постоянные бунты Пашей не доведут Порты до погибели. Опыты доказали, что своевольства сих Пашей обыкновенно прекращаются вместе с их жизнью, хотя они дела свои вели с успехом; тому служат примерами бунты Пасвана- Оглу, Джезара и страшного Али-Паши. То же самое воспоследует и по смерти Наместника Египетского. Сатрапы не хлопочут об утверждении своей династии, и воображение Турков не пленяется блистательною судьбою потомства. Но в Турции живет не один лишь Султан с Пашами своими и воинственною толпою: Турция состоит из двенадцати разных народов, или племен, которые, взаимно питая ненависть одно к другому, все вместе мерзят утеснителями своими. Падением государства Турецкого, может быть, освободились бы - в Азии: Сирияне, Арабы, Курды, Друзы, Туркоманы, Армяне; в Европе: Греки, Славяне, Албанцы, Волохи. Как некогда Римляне, так ныне Турки удерживают [151] в повиновении племена посредством их же самих, и та же система притеснений доныне удавалась Туркам; но с падением их могущества воспрянула бы жизнь племен различных, коснеющих в тумане заблуждений и губящих себя взаимною враждою.

- В дневных записках одного Капитана Английской ескадры, находящейся на водах Леванта, между прочим замечено следующее: "Ибрагиму нездоровится. Недавно, посетив фрегат Дриаду, он жаловался Капитану Крофтону на крайний недостаток в масле деревянном и в вине, которое он, хотя и Мусульманин, жалует. Капитан, снабдив его сим напитком, между прочим советовал ему отправиться на остров Зант для поправления здоровья. Ибрагим, услышав, что там он может встретиться с Кодрингтоном, вспрыгнул от бешенства и сказал на отрез, что он лучше согласится издохнуть как собака."

Текст воспроизведен по изданию: Политические и другие происшествия // Вестник Европы, Часть 162. № 18. 1828

© текст - Каченовский М. Т. 1828
© сетевая версия - Тhietmar. 2010

© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вестник Европы. 1828