Франция.

Принадлежащая к первому отделению назначенной в Морею експедицию войска уже посажены на корабли. От 17 Августа (н. с.) получено телеграфическое известие в Париже, что флот готов к отплытию.

Турция и Греция.

Султан, как говорят, снова издал фирман, которым весь народ приглашается к вооружению, и на всех Пашей и Коммендантов возлагается обязанность, под строгою ответственностью, защищаться самым упорным образом. - Все иностранные офицеры, находившиеся в лагере при Шумле и в прочих крепостях, какой бы нации они ни были, высланы обратно в столицу для обучения милиции.

- Большая пороховая фабрика при Асалди (заложенная Султаном Селимом III) с 700 центнеров пороху взлетела на воздух; при чем 150 человек лишились жизни. По уверениям некоторых особ, сей взрыв последовал от удара молнии, по другим, от поджога. Султан повелел снова выстроить сию фабрику в [151] течение трех месяцев - на счет богатейших Армян, Греков и Евреев.

- Уверяют, что Ибрагим Паша изъявил готовность вывести войска свои из Мореи. При свидании Ибрагима с Начальниками трех ескадр в Модоне 6-го числа Июля (н. ст.) он уведомил их, что получил по сему предмету решительные предписания, и что ожидает только перевозных судов.

- Боснийские удальцы вытеснили своего Визиря из Сараева. 6-го Августа он отправился в Травник, потом в Зворник; встречая повсюду недоброхотов, он вступил наконец в крепость Тузлу, где намерен дождаться возвращения гонцев, посланных в Царьград. Князю Милошу, Наместнику Сербии, приписывают некоторое участие в последовавших в Боснии происшествиях, и, быть может, не без причины.

- На острове Кандии Сфакиоты (горные жители в южной части сего острова) в Мае месяце опять восстали против Турков, и Греческое Правительство, по просьбе их, послало им на помощь 1,200 чел, под начальством известного Хаджи-Михали. Новейшие известия от 5-го Августа (н. ст.) гласят, что события на острове Кандии взяли весьма [152] решительный оборот. Из области Сфакийской Турки совершенно выгнаны.

- В Корфу предположено быть конференции между послами Союзных Держав и членами Греческого Правительства. Слышно даже, что Президент Граф Каподистрия сам отправится в Корфу.

Краткие выписки, известия и замечания.

Оба Ханства, Ериванское и Нахичеванское, ныне составляющие Арменскую Область (прежде именовавшиеся провинциею Арань, бывшие крайним северозападным углом Государства Персидского) содержат в себе около 400 географических миль квадратных; пространством оне равняются Виртембергскому Королевству, а числом жителей Великому Герцогству Саксен-Веймарскому. Важность сего приобретения для России очевидна: во первых в бывшем Ериванском Ханстве находится знаменитый монастырь Ечмиадзин, местопребывание первого Патриарха Арменского, весьма уважаемого на всем Востоке; туда стекается множество богомольцев, почитающих святыню обители сей наравне с Иерусалимом, а в Турецкой Азии число Армян, единоверных Ериванским, [153] простирается до полутора миллиона. Не меньшая важность представляется и в отношении военном: присоединением обоих берегов среднего Аракса и земли, с трех сторон окружаемой Араратом, открывается возможность Российскую армию, в случае надобности, отправить тремя колоннами к Ерзеруму; первая колонна пойдет из Тифлиса на Карс; средняя по долине Аракса через Капцеван или Кагигорин; третья через Баязид, Кара-Киллисию и Табоар-Кале, до чрезвычайности плодородною страною. Из Ерзерума большая северная Анатолийская дорога ведет через Токал, Амазию, Боли и Ис-Никинд (Никомидию) в Скутари. Тавернье, Турнефор, Оттер и новейшие путешественники, именно Морье, Гардан, Жобер, Магдональд Киннер, сделали сей путь караванов очень известным. По всему видно, что армии не представится там больших затруднений. (Замечания сии, писанные еще до начатия военных действий в Азии против Турков, ныне оправдываются.)

- Пишут, что для известной експедиции, отправляемой в Морею, предположена не одна лишь цель военная, но что предметом оной также будет польза наук и искусств изящных. При главном штабе начальника находится, как уверяют, коммиссия, состоящая из художников и ученых, какая была некогда при Египетской експедиции. Обязанностию их будет обозреть Грецию, отыскивать в ней памятники, уцелевшие от вандализма Турецкого, и порыться в местах, доныне остающихся еще неприкосновенными. Все материалы будут собраны, в последствии времени описаны и составят любопытное сочинение для современников и потомства. Мысль благородная.

Текст воспроизведен по изданию: Политические и другие происшествия // Вестник Европы, Часть 161. № 14. 1828

© текст - Каченовский М. Т. 1828
© сетевая версия - Тhietmar. 2010

© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вестник Европы. 1828