Турция.

Греки беспрестанно одерживают над Турками победы на море. Подтверждается известие о совершенном разбитии ими флота, состоявшего из 15 военных кораблей [74] и 35 транспортов. Греческая морская сила несравненно значительнее Турецкой.

- Греки объявили Афины на время республикою, и на стенах города сего развевается флаг с изображением креста. Фивы и многие другие места, также Идра и еще некоторые острова прислали уже к Сенату Афин известие, что приступают к республике.

- Порта всячески домогается посредничества некоторых великих Держав, а особливо Англии и Франции, дабы оне постарались отклонить разрыв мира с Россиею за жестокости, оказанные ею Греческому духовенству и другим особам в Константинополе; ищет также помощи для усмирения восставших против нее Греков. Последнее, кажется, имеет успех. Жителям Ионийских островов запрещено служить в Греческих войсках, под опасением ссылки и лишения имущества, а в Триесте задерживаются охотники служить в рядах Греческих.

- Туркистанское владение, по словам г-на Назарьева, прежде имело особого владетеля; в 1814 году оно совершенно покорено Коканиею, управляется ныне Коканскими наместниками и влилось в состав Коканского государства. Туркистан граничил к северу с Киргизскими песчаными степями, к западу с Бухариею, к югу с черными закамененными (?) Кирзизами, а к востоку с рекою Чуем. В Туркистанской области путешественник встречает час от часу более [78] образованности в гражданской жизни; уже начинает видеть обработанные поля, постоянные селения, и наконец представляются взору его красивые города с множеством памятников и гробниц, в которых лежат их святые. Туда стекаются всех состояний соседственные Азиятцы на поклонение угодникам; а богатые привозят тела родственников своих для погребения. Климат гораздо лучший нежели в степях Киргизских; земля производит различные плодоносные дерева, и обильные поля украшаются душистыми цветами. Туркистанцы управляются законами, которые совершенно предоставлены духовенству; оно разбирает все тяжбы, ссоры и определяет наказания. Туркистанца видишь уже не таким свободным, вскормленным природою среди степей человеком, каков Киргиз; - он скрытен, горд, уже знает различные ухищрения и обманы, к несчатию, столь тесно соединенные с гражданскою жизнию. - Жители исповедуют Магометанскую веру; в супружество берут по большей части соседственных Киргизов, и каждую из жен своих помещают в особом доме.

Текст воспроизведен по изданию: Письмо Императора Иосифа II к некоторой даме // Вестник Европы, Часть 120. № 17. 1821

© текст - Каченовский М. Т. 1821
© сетевая версия - Тhietmar. 2010

© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вестник Европы. 1821