Турция

Знаменитый Гуссейн-Паша, бывший председатель Военного Департамента, сменен за разные злоупотребления по коммиссарияту. На его место определен Селим-Эфенди.

Султан, повелел посланнику своему при Венском Дворе отправиться в Милан, и присутствовать при коронации Австрийского Императора.

По случаю праздника Мевлуда, начавшегося 5-го Июня, издано повеление Султана, коим определен порядок и степени при иллюминации Царяграда. Вот перевод этого определения из Турецкой Газеты:

Относительно иллюминации города, в три торжественные ночи, по случаю годичного воспоминания рождения Пророка, [97] восшествия на престол и рождения Его Величества Султана, усердием чиновников и верноподданных Верховной Порты, последовало следующее повеление:

___________________________

Картину, изображающую солнце, Его Величество предоставляет себе. Прибрежные дворцы султанские буду иметь над каждым входом вензель Султана, а на окнах по 2500 ламп.

Картины с вензелем, луною и звездами, назначаются для Паши-Векила, Муфтия, Сераскира, муширов, Капудана-Паши и визирей. Первые три должны выставить по 2500, Муширы, Капудан-Паша и Визири по 1500 ламп. Казармы и прочие императорские здания должны быть освещены лампами, которыя будут представлять на воротах луну и звёзды. Казиаскиры, Румелии и Анатолии обязаны засветить от 1000 до 750 ламп, чиновники первого класса и ферики от 750 до 500 судьи Константинополя, генерал-майоры, чиновники втораго класса, полковники, улемы, до чина судьи Скутарского, и наконец чиновники третьего класса, от 500 до 300. Для чиновников четвертого класса, капыджи-пашей, ходжаганов, и всех частных лиц, желающих в этом участвовать, положено от 300 до 200 ламп. Луну и звезды могут иметь только чиновники до третьего класса, а прочие лишь одни звезды.

___________________________

В Цареграде опять появилась чума. Султан немедленно велел оцепить домы, где она явилась, и жителей их всех отвести в карантин.

Молния ударила в Галацкую башню, и по повелению Султана на всех казенных строениях ставят теперь громовые отводы.

Предводитель Курдинского племени Заху, и старшина племени Афзаль, производили грабежи по дорогам. Отряды войск Султанских окружили их; после упорной битвы, Курды просили помилования, и получили его, с условием мирно возвратиться в домы и навсегда отказаться от хищничества.

Аудиенция Бельгийского Посланника при Стамбульском Дворе лучше всего характеризует изменения происшедшие ныне в образовании двора [98] Султанского. Вот описание ее помещенное в Бельгийском Монитере:

___________________________

«Ауденция Посланника нашего, бывшая пред заключением трактата, прсдставляет необыкновенно редкий факт. До начатия ее, барон О‘Сулливан Грас, виконт Вилен и маркиз де Род, пробыли около часа у Санд-Бея, который подчивал их трубками и кофеем, в богатых чашках, осыпанных бриллиянтами. Решид-Паша, говоря очень хорошо по-Французски, ничем не отличался во время переговоров от министра какой ни будь другой Европейской державы. Саид-Бей, напротив того, говорил лишъ по-Турецки, и потому мог участвовать в переговорах не иначе, как посредством Решид-Паши. Отправившись в аудиенц-залу, посланники прошли сперва большую комнату, потом другую поменьше, и наконец вступили в довольно обширный покой, где Султан сидел на диване. Влево от него стояли три, или четыре молодые Турка. Во время пeреговоров, Султан заметил, что Французский язык есть самый употребительный, и потому он велел обучать оному многих молодых людей. Барон О’Сулливан возразил, что чужестранные посланники не могут искать лучшего истолкователя для своих чувствований, как Решид-Пашу. Когда барон хотел откланяться, Султан приказал проводить его в комнату, где весит портрет Его Величества, а потом пригласил прогуляться в дворцовых садах — почесть необыкновенная. После прогулки, Саид-Бей угощал посланников шербетом, в своих покоях. В cиe время барон О'Сулливан объявил, что он готов предложить условия, которые должны служить основанием торгового трактата, и Решид-Паша отвечал, что готов принять их. Подарки, назначенные для Султана, отнесены были во дворец за два дня до сего представления. Драгоман, и еще другой чиновник, принадлежащий к посольству, которые сопровождали их, нашли такой же благосклонный npием, и получили приглашение взглянуть на султанский портрет, причем Его Величество объявил, что он, желая дать им более возможности судить о сходстве рисунка, сам пойдет с ними.»

___________________________

Вот еще любопытное известие о пpиеме Саксонского Короля храбрыми Черногорцами, во время [99] путешествия E. В. пo берегам Далмации: Черногорцы встретили Короля, предводимые своим Владыкою, или Митрополитом, который представил Королю прекрасную лошадь, поклонился ему низко, просил принять подарок, и посетить их землю.

Всe отправились верхом. На половине дороги был завтрак — изжарили целого барана, разрубили его ножами на куски, и раздали всем присутствующим. Питье составляла чистая вода. Во всю дорогу, в знак почета, Черногорцы стреляли из ружей. Король провел ночь в доме Владыки, и препровожден был обратно с прежнею почестью и ружейными выстрелами.

Султан повелел, чтобы всякий желающий подать ему просьбу, являлся для сего в пятницу, с опасением, что за не дельную, или несправедливую просьбу, а также за подачу в другие дни, проситель подвергается наказанию.

Азия.

Известия из Cирии противоречат одно другому, смотря по тому, от кого идут они: Турецкие извещают о бунтах, чуме, опасности, почти разрушении власти Мегемета-Али в Сирии и ненависти к нему народа, а Египетские, напротив, говорят о счастливом окончании бунтов, покорности жителей, и любви к своему повелителю. Сирия наполнена войсками Египетскими, Ибрагим Паша и отец его оказывают деятельность необыкновенную, готовят флот, войско, снаряды, и все отправляют в Cирию.

Принц Максимилиан в начале Мая был в Иерусалиме, где встретили его сообразно высокому его сану и роду. Сам Паша тамошний сопровождал его всюду; Июня 12-го, Принц прибыл обратно [100] в Александрию, откуда отправляется в Мальту и Италию.

Текст воспроизведен по изданию: Летопись событий // Сын отечества, Том 4. 1838

© текст - Полевой Н. А. 1838
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
©
OCR - Volf A. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Сын отечества. 1838