Турция.

— После неудачных покушений разных турецких генералов выгнать восставших греков с полуострова при заливе Кассандре, поручено главное начальство Македонии трехбунчужному Паше Эбул-Кабут-Магомет-Паше, отличившемуся своими подвигами в Египте и Сирии

Греческие военные суда большей частью возвратились в свои порты, чтоб исправить претерпенные ими повреждения, и запастись провиантом и снарядами.

— Пишут из Ларники, на острове Кипре, что тамошние жители находятся в большом страх; ибо турки начала убивать безоружных [181] греков. Епископ Никозийский и еще трое других епископов сделались жертвами их свирепства. Европейские консулы отправили семейства свои в Италию.

— Известие о том, что турки вышли на берег Мореи в двух пунктах, подтверждается. Свирепство их превосходит всякое вероятие. Они сожгли два греческих судна, крейсировавшие перед Мисолунгою.

— По другим письмам (из Корфу от 12 сентября) греки не отчаиваются в том, что успеют выгнать турок из Мореи. Они имеют довольно оружия и несколько пороховых заводов. Не все вооружены мечами: многие носят дубины и пращи. — Европейцы, прибывшие на помощь грекам, формируют корпус в Этолии и намерены двинуться оттуда в Ливадию. Главная греческая гавань в Этолии есть Мисулонги: туда приходят корабли разных наций под американским и испанским флагами, и привозят оружие и военные снаряды. — Весьма выгодно было для Греков взятие города Наварино, имеющего гавань, укрепленную французскими инженерами в половине прошедшего столетия. — Главное Правление Греции, учрежденное в Каламате и именуемое Сенатом, успело утвердить власть свою. Военные деда поручены Князю Димитрию Ипсилантию. Он употребляет все силы, чтоб овладеть укрепленными городами Патрассом и Лепантом. Последний из сих городов осаждается греческим корпусом, при коем находятся многие европейцы. — Греки не [182] страшатся нападения турок: они умели воспользоваться знакомым местоположением. От Аксия (реки в Македонии) до мыса Тенара (в Пелопоннесе) все горные ущелья ими заняты. Особенно старались она укрепить проход Термопильский, ключ южной Греции, и перешеек Коринфский. В каждом значительном городе Мореи находятся военный Эфор, подчиненный Князю Ипсилантию. В Каламату прибыли 600 чел. молодых людей, спасшихся при кровопролитии в Айвале (Кидонии). Регулярных войск в Морее 12.000, волонтеров или милиций 32.000.

— Пишут, что турецкий флот находится не в хорошем состоянии. Паша Египетский присоединил к оному самые плохие из судов своих, и вообще не оказывает большой ревности. Пишут даже, что он охотно принимает у себя беглых греков.

— При Фоктанах стоят еще 3.000 Гетеристов. Турки не смеют на них напасть, ожидая подкрепления. В Молдавию ежедневно вступают Азийские войска. В Яссах свирепства продолжаются. Несколько сот девиц проданы там в неволю. При турецкой армии находятся особенные торгаши, кои покупают молодых девиц и юношей, и отправляют их чрез Силистрию во внутренность Турции.

— Директор Еллинской типографии в Каламате и сочинитель всех Пелопоннесских актов и объявлений есть ученый грек Феоклитос. — В Модоне Греческое Правительство ежедневно издает реляции о военных происшествиях. Вот одна из оных: “Слава [183] Всемогущему Богу и святой Греко-восточной Церкви! Честь Империи Еллинской и всем предводителям Еллинов! Мир падшим во святой брани за свободу! Сего дня (28 августа) получены известия из Еллинского стана при Аварине. Сии слова истины вкратце суть следующие: “Злодей Юсуф-Паша, предводитель варваров, детей ада, верующих в сатанинского посланника Магомета, напал на приобыкших к победе Еллинов, стоящих пред крепостью Апаршином, под предводительством Феодора Спартаки. Бог смирил гордыню и наказал слепую дерзость. Варвары отражены. Враги потеряли 600 человек, в том числе троих Бимпашей. 200 взяты в плен и пощажены. Греки, явно покровительствуемые Богом, потеряли только 36 человек, кои с честью погребены на поле битвы. Да не тяготит их земля: они пали за отечество! Бог и Елляны!”

— Есть известия, что Турецкое Правительство отправило одного знатного чиновника в Морею с тем, чтобы убедить греков к прекращению войны дружелюбным образом. Турки предлагают им остаться в обладании занятыми ими крепостями, не слагая оружия. Пишут, что начальники греков соглашались было вступить на сем основании в переговоры: но жены их тому сильно воспротивились, и объявили, что они гораздо скорее согласятся претерпеть всякие мучения и саму смерть, нежели возвратиться под иго турецкое.

— Измаил Гибралтар, адмирал Паши Египетского, разграбил два генуэзских судна.

Текст воспроизведен по изданию: Новости политические // Сын отечества, Часть 73. № 44. 1821

© текст - Греч Н. И. 1821
© сетевая версия - Трофимов С. 2008
© OCR - Трофимов С. 2008
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Сын отечества. 1821