Турция.

— Адмирал греческого флота в устье Дарданельского пролива отправил на все острова Архипелага и в Морею следующее известие о победе, одержанной им над турками 27 мая: турецкий флот, состоявший из 3 линейных кораблей, 3 фрегатов, 4 бригов, а корвет и 6 канонирских лодок, пройдя чрез Дарданеллы, стал на якоре в гавани острова Митилены; трехпалубный корабль остановился у входа в оную. Греческий флот, состоявший из 35 судов разной величины, атаковал турок в сей позиции. Адмирал послал брандер против трехпалубного корабля, чтоб очистить вход в гавань. Турки, приметив угрожающую им опасность, оттянули сей корабль, [237] и чрез то открыли грекам путь. В сие время греки, воспламеняемые мщением за умерщвленных варварами соотчичей своих, начали сражение: оно было продолжительно и кровопролитно; турки сражались с отчаянием, греки с храбростью, достойной времен Фемистокла. Наконец удалось взять им турецкие суда на абордаж. Греки потеряли тысячу человек. Все турки были изрублены или потоплены. Чтоб не потерять еще более людей при нападении абордажем на трехпалубный корабль, греки зажгли оный. Экипаж оного спасся бегством на берег, и сдался без малейшего сопротивления. — По известиям, напечатанным в “Австрийском Наблюдателе”, сражение сие продолжалось целый день: один линейный корабль, зажженный брандером, действительно взлетел на воздух, другой же с прочими судами ушел в Дарданельский пролив.

— Турецкое Правительство объявило всех находящихся в Константинополе Морейских греков, лишенными покровительства законов.

—По партикулярным известиям из Германштата от 18 июня, Князь Ипсилантий прибыль с 400 греками в Трансильванию, и выдержав карантин, намерен был отправиться в Германштат. Австрийцы впускают в свои владения безоружных гетериотов, но воспрещают вход хищным арнаутам и волохам.

— В Смирну вторглись насильно необузданные азиатские войска и умертвили турецкого наместника, Кадия и Моллу, которые убеждали их не нарушать порядка. Потом бросились они на христиан и умертвили всех тех, которые не успели заранее уйти на корабли. Все имущество их разграблено: сей богатый и цветущий город представляет зрелище ужасного опустошения. К счастью многие европейские купцы и консулы успели заблаговременно спастись. [238]

— О взятии греками Афин пишут следующее: 25-го апреля две тысячи греков двинулись к Афинам со стороны Марафона, и открыли огонь по крепости. Турки, не имевшие ни воды, ни военных снарядов, согласились сдать им город и удалялись в Эвбею, куда уже прежде отправили свои семейства, 2-го мая совершено было греками в Афинской церкви благодарственное Богу молебствие, и установлен Ареопаг.

— Английский Министр при Оттоманской Порте прибыл в Kopфy, под тем предлогом, что провожает больную свою супругу.

— Прибывшие в Ливорно два корабельщика рассказывают, что в Архипелаге осматривали их греческие военные корабли и не нашедши у них турецкого имущества, отпустили с объявлением, что греки сражаются только с турками.

— Турецкий корабль, на коем было сто пилигримов, отправлявшихся в Мекку, и великое количество денег, набежал на мель при Салониках. Корабельщик сам зажег оный, чтоб он не достался грекам, и со всеми бывшими на корабле людьми отправился на лодках на берег.

— Греки доставит порох из Испании. Американцы также снабжают их оным.

— В городе Айвали близь Смирны (имеющем знаменитое училище и до 20,000 жителей) греки, обрадованные появлением кораблей своей нации, умертвили 1500 турок. Турецкий Паша напал на сей город, умертвил всех мужей, а жен и детей отвел в неволю, и разрушил все здания до основания. [239]

В новейших заграничных Ведомостях находятся о Турции следующие известия:

— В Салониках возникло возмущение. Гассан-Паша, противостоявший Али-Паше, поспешно двинулся в Македонию.

— По удалении турок от Яннины и оставлении ими всей Ливадии и Фессалии, престарелый Али-Паша готовится помогать грекам и следовать за ними в Румелию.

— Пишут, что Мегемет-Паша, Наместник Египетский, отказал Порте во всякой помощи, кроме провоза съестных припасов для турецкой армии. Между тем греки перехватывают все сии транспорты. Носятся слухи, что сей Паша находится в тесных сношениях с знатнейшими греками в Морее и на островах Архипелага.

— Английский и французский послы в Константинополе предписали начальникам эскадр сих наций, находящихся в Архипелаге, действовать неприязненно против греческого флота, если он вздумает взять насильно Смирнский рейд, и также поступать вражески с турками, если они станут препятствовать франкам в спасении своих семейств и имущества.

Текст воспроизведен по изданию: Новости политические // Сын отечества, Часть 71. № 31. 1821

© текст - Греч Н. И. 1821
© сетевая версия - Трофимов С. 2008
© OCR - Трофимов С. 2008
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Сын отечества. 1821