Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе, Авраама Норова. С.-Петербург, 1847.

В тип. III Отдел. собственной Е. И. В. Канцелярии. Стр. 302.

Мы еще доселе не говорили о новом прекрасном труде Г. Норова, автора путешествия по Святой земле: да простит нас Г. Норов! О книгах, подобных его новой книге, никогда не поздно говорить. В это недолгое время, как появилось его «Путешествие к семи церквам», сколько уже попало в Лету книг, о появлении которых тотчас извещали, о которых сказать кое-что брала на себя труд Критика! 1

Новое сочинение Г. Норова труд важный и добросовестный. Личность путешественника в его книге вовсе почти невыдается. Он очень хорошо знает, что читателю нет до него никакого дела; что ему нужны сведения о местах, которые посещал он. К тому же и самые места, избранные автором для посещения, вовсе не такого рода, чтобы путешествовать туда ради приключений.

Описания путешествий Г. Норова имеют свои особенный характер, именно характер ученых сочинений. Описав кратко страну, которую посещает, автор [86] берется за ее историю, перерывает источники, объясняет их, пишет биографии лиц замечательных в том или другом месте, и наполняет свою книгу прекрасными исследованиями. Г. Норов имеет огромные сведения исторические; классики у него, как говорят, на памяти. Раскроем на удачу книгу Г. Норова: вот отрывок из описания Смирны:

«Поднимаясь к вершине горы Пагуса, вправо от полуразрушенной цитадели, покажут (!) остатки древней Христианской церкви, где еще видны следы портика; там некогда хранились священные останки Поликарпа. Святая церковь была обращена в мечеть, а теперь тут видна, на остатках мечети, забытая сантонская молельня; сами Магометане показывают тут так называемую гробницу Поликарпа, чтут его память, и называют его благовестником Божиим. Один давний путешественник говорит, что при нем, на этой гробнице лежала митра, похожая на Епископскую. Греческая Смирнская церковь ежегодно, 23 Февраля, в день, посвященный памяти Св. Поликарпа, совершает крестный ход к этому месту. Некоторые путешественники называли эти развалины храмом Януса, но здешние жители, довольно правдоподобно, доказывают, что имя Януса (Иануса) есть искаженное имя: IoannoV, т. е. Иоанн. Большая часть мечетей Смирны заменили древние Христианские церкви, которые можно узнать по их построению. По близости этой молельни видны еще следы древнего цирка, иссеченного в скале. Достигнув цитадели, венчающей вершину дикой горы Пагус и где некогда была церковь во имя Святых Апостолов, развертывается 2 величественный вид на все окрестности Смирны. Нагота гор поразительно противоречит растительной роскоши низменных долин. Вправо, за светлыми извилинами многорощного Мелеса и быстрого Гермуса, таятся [87] развалины Кум, — отечество Гезиода, соперника Омирова, певца Дней и Работ, певца Феогонии. Влево, Алазомен, — отечество глубокомысленного Анаксагора; Теос, родина венчанного розами, вечно юного Анакреона.

«Весь этот берег малой Азии представлял некогда, но свидетельству Иродота, непрерывный ряд городов и храмов; этот берег вскормил также Иродота, Пифагора, Иппократа, Фалеса, Виаса, Анаксимена, Анаксагора, Гераклида, Апеллеса, Зевкса, Праксителя, Парразия.... Впереди, лазоревое, тихоплешущее море, сначала поприще мирных роскошных л умственных сношении Греков, ветхой Азии и молодой Европы, а напоследок, поприще их враждебной борьбы, навлекшей на их преступные главы меч и огонь варваров и стершей их наконец с лица земли. Так что осталось теперь от царственных городов этого края?.... обезображенные остовы и едва сберегаемые еще в памяти людей имена их! Но Смирна, хотя омраченная игом язычников, все еще дышет негою торговли в бальзамической атмосфере своих померанцовых, оливковых и лавровых рощей. Нетленный венец мученика крепче ее разрушающихся день от дня бойниц; он невидимо охраняет ее и призывает к возрождению: «Буди верен даже до смерти и дам ти венец живота!» Да начертают неизгладимо в сердцах своих эти Божественные слова Христиане Смирнской церкви, которой светильник еще горит предстательством мученика пред престолом Всевышнего!

«По изысканиям в памятниках первобытной церкви можно полагать, что первый Епископ, или правильнее пастырь Смирнской церкви, было некто Арист; за ним Стратей, сын Лоидии, о которой упоминает Св. Апостол Павел в послании к Тимофею. Стратей был но матери двоюродным братом Св. Тимофея и сделался учеником Св. Павла при слушании его Божественных поучений в Памфилии. На пути Св. Павла из Галатии [88] в Иерусалим, во дни опресноков, Стратей удостоился принять Апостола под кров дома своего, куда собрались многие Христиане для слышания его проповеди о таинстве страдания и воскресения Христова. Греческая Минея из библиотеки Кардинала Сиряста, изданная Канцием, указывает в это время на Епископа Смирнского Апеллеса, из числа LXX Апостолов; но по церковной истории видно, что Стратею наследовал Арист второй, о жизни которого ничего неизвестно. Смирнская церковь восприяла титул Епископства вероятно в правление оною Св. Вуколом. Мы видим из его жизни, что он еще с отроческих лет очищал душу свою, дабы соделать ее жилищем Духа Святаго; таким обрел его Св. Иоанн Богослов и поставил Епископом Смирнской церкви, на просвещение седящим во тьме неведения Еллинам. Чувствуя конец жизни своей, Св. Вукол имел откровение: да ни кто иной, кроме Поликарпа, не примет после него престола Смирнские церкви, — призвал к смертному одру своему Поликарпа, взял его правую руку и положа ее к себе на сердце произнес: слава Тебе, Господи! и испустил дух, передав таким образом правление церкви Поликарпу». (стр. 196—200).

Мы сказали, что книга Г. Норова имеет преимущественно характер ученых сочинений, и может быть отличным пособием при частных исторических исследованиях. Это исключительное направление сочинений Г. Норова делает их не очень доступными. Мы не говорим этого о его исторических рассказах и биографиях, которые легко читаются, но можем сказать это об некоторых исследованиях местности, слишком подробных и сухих. Такова, напр. целая вторая глава об Атлантиде. Вся она наполнена выписками из древних писателей и учеными комментариями на них. Из одного Тимея Платонова представлена выдержка, занимающая слишком девять страниц (12-22). Потом [89] автор рассуждает о дух учения Платонова, о том, что древние философы заняли много у Евреев, и проч. Представим отрывок из этой главы:

«Что понимали жрецы Египетские, беседовавшие с Солоном, под именем моря Атлантического? В каких местах земного шара находим мы имя Атласа? — Во времена исторические мы находим народ, называемый Атлантами в Ливии. Знаменитые горы Атласа находятся в варварийских владениях; гора Юръгара близь Алжира есть тот олицетворенный мифический Атлас, поддерживающий свод небесный. Плиний говорит также, что древняя Ефиопия называлась прежде Аерия, а потом Атлантия. Египет, по свидетельству Евсевия, назывался также древле: Аериа. Древнейший основатель храма Венеры на остров Кипре по свидетельству Тацита назывался Аерий и даже самое божество острова Кипра называлось тем же именем Аериа. У Гомера нимфа Калипсо была дочерью царя Атласа. Какое стечение преданий, совокупленных в один круг действия, к Морю Средиземному. Наконец, и это указание не маловажно, развернем Мифологию: кто был Атлас? — «Знаменитый Титан, сын Яфета и Нимфы Азии». По преданию Греков и Римлян, переданному Плинием, и по преданиям Востока, сохраненным у Массуди, которое мы выписали выше, Кипр, который мы полагаем за остаток от Атлантиды, был соединен и с Палестиною, отечеством Яфета, и с малою Азиею, которая была собственно называемая Древними: Азия, Asia propria. Вот почему Солон говорит у Платона, что остров Атлантида был более чем Азия и Ливия вместе, ибо Ливия, собственно так называемая, составляла только то пространство, которое находится между Египтом и Сиртами, где были сады Гесперидовы, или Ливия Мареотийская, и, токмо в смысле поэтическом и общем, это имя приписывали целой части света, и т. д».


Комментарии

1. Точно также должны мы просить извинения, что до сих пор не говорили о многочисленных прекрасных трудах Г. Муравьева, коими дарит он почти каждый год читающую публику. Вскоре надеемся заплатить этот приятный долг сполна и автору и читателям.

2. Такой оборот у Г. Норова встречается довольно часто.

Текст воспроизведен по изданию: Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе, Авраама Норова // Москвитянин, № 10. 1848

© текст - Погодин М. П. 1848
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Москвитянин. 1848