1829-Й ГОД

Из всех прежних русско-турецких войн, более прочих, по обстановке своей, подходит к переживаемому нами теперь времени достопамятная кампания 1829 года. — Быстрые и решительные действия русского главнокомандующего доставили ему титул Забалканского и открыли нашим войскам врата Адрианополя и путь к Царьграду.

Располагая некоторыми материалами, относящимися до войны 1829 года, которые последовательно помещены будут в книгах “Русской Старины”, мы предпошлем им, для удобства читателей, краткий перечень главнейших событий этой блистательной кампании, увенчавшей славой русское оружие.

Любопытен перечень наград, полученных в течение четырех месяцев графом Дибичем от императора Николая:

За покорение крепости Силистpии он назначен был шефом Черниговского пехотного полка; за Кулевчинское сражение награжден орденом Георгия 2-й степени; за переход через Балканы получил титул Забалканского, а Черниговскому полку повелено именоваться полком графа Дибича-Забалканского; за покорение Адрианополя награжден алмазными знаками ордена св. Андрея Первозванного; за заключение мира с Оттоманской Портой орден св. Георгия 1-й степени и фельдмаршальский жезл. — Сверх сего, государь император пожаловал супругу его, графиню Анну Егоровну, в статс-дамы. — Король прусский удостоил графа Дибича алмазными знаками Черного Орла и богато украшенною алмазами шпагою с вензелем.

Не менее интересно вспомнить необыкновенные щедроты, которыми императрица Екатерина II вознаградила победы графа Румянцева, увенчавшиеся в 1774 г. Кучук-Кайнарджийским договором. — В день мирного торжества, 10-го июля 1775 г., Румянцеву было пожаловано: 1) Наименование Задунайского, для прославления через то опасного перехода его через Дунай. 2) Грамоту с прописанием побед его. 3) За разумное полководство: алмазами украшенный фельдмаршальский жезл. 4) За храбрые предприятия: шпагу, алмазами обложенную. 5) За победы: лавровый венок, осыпанный алмазами. 6) За заключение мира: масличную ветвь, осыпанную алмазами. 7) В знак монаршего благоволения: крест и [158] звезду ордена св. апостола Андрея Первозванного, осыпанные алмазами. 8) В честь его и для поощрения примером его потомства: медаль с его изображением. 9) Для увеселения его: деревню в 5,000 душ в Белоруссии. 10) На построение дома: 100,000 р. из кабинета. 11) Для стола: серебряный сервиз, и 12) на убранство дома: картины.

Кроме того, императрица Екатерина желала, чтобы Румянцев, по примеру римских полководцев, имел въезд в столицу через триумфальные ворота на колеснице, но Задунайский отказался от этой почести.

Кампания 1829 года открыта в Европейской Турции в январе месяце, наступательными действиями для совершенного очищения Валахии. 13-го января взята приступом крепостца Кале, 30-го января принуждена к сдаче крепостца Турно (против Никополя). В феврале экспедиция, под начальством контр-адмирала Кумани, овладела крепостцой Сизополем, и, наконец, с наступлением благоприятного времени для военных действий, граф Дибич, сосредоточив к 31-му апреля часть войск при Черноводах, выступил к крепости Силистрии и обложил ее 5-го мая.

30-го мая последовала знаменитая битва при Кулевчах, в которой верховный визирь был разбит близь Шумлы.

5-го, 6-го и 8-го июля совершен, славный в военных летописях, переход через хребет дотоле неприступных Балкан.

11-го июля заняты Мисемврия и Анхиола, 12-го июля — Бургас.

Следуя по направлению к Адрианополю, войска наши овладели: 13-го июля — Айдосом, 15-го — Карнабатом, 21-го — Ямболем, 31-го — Сливно.

8-го августа, древняя столица султанов, Адрианополь покорился русскому оружию и, в первый раз со времени падения древней Византийской империи, отворил врата свои для христианских знамен.

Вслед за сим войска наши заняли, 9-го августа, Моле-Бургас; крепость Иниада покорена черноморским флотом, Демотика сдалась добровольно, и 26-го августа занят город Энос.

Победы эти потрясли Оттоманскую империю в основании; турки просили мира и с открытием переговоров русские войска остановились на пути к Царьграду.

2-го сентября заключен мир в Адрианополе. Он [159] доставил России плоды изобильные, существенные. Дарданеллы и Босфор открыты для торговли всех народов без изъятия. Безопасность российских пределов, особенно с азиатской стороны, совершенно ограждена присоединением крепостей: Анапы, Поти, Ахалцыха, Ахцура и Ахалхалаки, чем упрочено влияние России на судьбу горских народов и подготовлено окончательное покорение Кавказа. Прежние трактаты с Портой признаны во всей их силе и обеспечено вознаграждение убытков от войны, понесенных Россией. Права и преимущества Сербии и княжеств Молдавии и Валахии утверждены и благосостояние этих народов упрочено и возвышено. Наконец, политическое бытие единоверной нам Греции, возведенной из праха мощной волею русского царя и его союзников, признано Портой безусловно.

В январе 1830 г. граф Дибич, удостоверясь в искренности и совершенной готовности турецкого правительства к выполнению условий мирного трактата, назначил, с разрешения императора Николая, возвратить в Россию все войска 2-й армии, за исключением 17-й пехотной и 5-й уланской дивизии, которые заняли княжества и Силистрию.

Все русские войска окончательно возвратились в пределы империи к концу июля 1830 года.


Приказ по 2-й армии графа Дибича

1829 г.

Государю императору угодно было препоручить мне главное начальство над вами. Чувствуя всю важность монаршего доверия, я уповаю в успехе на благость Всевышнего Бога и имею полную доверенность к вам. Возросши в рядах ваших, будучи всем обязан подвигам вашим, я знаю, что от вас ожидать можно, и не страшусь затруднений. Постараюсь доказать, что в любви к вам не отстану от примера любимого полководца (Фельдмаршал гр. Витгенштейн, командовавший армией в кампанию 1828 года ), коего нездоровье лишает нас счастья побеждать вновь врагов отечества под начальством его, под коим столь многократно был свидетелем доблестей ваших, и надеюсь, что строгая справедливость приобретет и мне вашу Доверенность. Да докажем с помощью Всевышнего, что для русских воинов нет ничего непреодолимого в подвигах за веру, государя и отечество. [160]

Всеподданнейшее донесение графа Дибича,

Адрианополь. — 9-го августа 1829 г.

Имею счастье всеподданнейше донести В. И. В-ву, что я с вверенной мне армией 8-го августа занял второ-столичный империи Оттоманской город Адрианополь. Войска неприятельские и жители сего города так сильно поражены были быстрым движением вверенных мне войск к оному и в такое пришли смятение, что, при самом приближении победоносных знамен В. И. В-ва, высланы были парламентеры для заключения капитуляции, хотя впрочем все пути для отступления неприятеля были ему еще открыты. Вследствие сей капитуляции, неприятель, в числе, простирающемся до 10,000, положил оружие, оставя нам артиллерию, знамена и все казенное имущество. До сих пор доставлено 20 знамен, 5 бунчуков и 54 полевых, в числе коих 6 осадных, орудий. Запасы, как продовольственные, так и артиллерийские, по краткости времени, не приведены еще в известность, хотя, по предварительным сведениям, запасы сии весьма значительны. Войсками в Адрианополе командовали: два трех-бунчужные паши Галиль-паша и Ибрагим-паша; начальник города, паша Адрианопольский Каймакан-Мегемет. Я дозволил всем чинам вообще, по сдаче оружия, идти в свои семейства и обратиться к мирным занятиям, воспретя им всякое направление в отступлении своем на Константинополь.

Донося о сем В. И. В-ву, долгом себе поставляю всеподданнейше засвидетельствовать, что войска В. И. В-ва с той неустрашимостью, которою они отличались во все время сей деятельной кампании, преодолели, и при сем случае, все затруднения, встреченные ими на пути к Адрианополю, который они должны были совершить усиленными маршами, по весьма каменистой дороге, при чрезвычайном зное в сие время года. Хорошее устройство войск В. И. В-ва, строгая дисциплина, их всегда отличающая, приобрела нам полную доверенность всех жителей вообще, как христианских, так и магометанских. Первые вооружаются охотно для защищения своих жилищ и семейств, и обще с казаками нашими ходят на поиски, если где только узнают скопление рассеянных войск неприятельских; а последние, опасаясь собственных своих необузданных войск, с радостью, при появлении нашем, предаются покровительству нашему, что и случилось ныне при занятии Адрианополя.

Вслед за сим, при подробном донесении, я буду иметь счастье представить В. И. В-ву знамена и бунчуки, а ныне повергаю к стопам вашим ключи города Адрианополя. [161]

если это допущено будет условиями, 8 дивизий нехоты и 4 кавалерии для занятия областей, которые мы должны удержать как залог гарантий, а именно: из 9-й, 10-й, 11-й и 12-й дивизий сформировать впредь третий корпус под начальством Краковского, или Ридигера — по вашему выбору; а из 16-й, 17-й, 18-й и 19-й — будущей пятый корпус под командою Ротта, с 3-й гусарской, 4-й уланской и четвертым резервным кавалерийским корпусом. 12-ю дивизию можно было бы назначить в местности по ту сторону Бургаса, 11-ю к Бургасскому заливу и к Варне, 15-ю в Булгарию, а 9-ю в Силистрию; 5-й корпус занял бы княжества, или, на оборот, т. е. 5-й корпус — в области по ту сторону Дуная, а 3-й корпус для княжеств; остальные части армии, т. е. будущий 2-й корпус и одна дивизия первого (4-я) могли бы возвратиться. В этой надежде приказываю все приготовить для (карантинного) очищения имеющих возвратиться.

До заключения письма, вменяю себе в удовольствие, любезный друг, самолично уведомить вас, что я пожаловал графиню, супругу вашу, статс-дамою; но отчаиваюсь видеть ее, ибо она постоянно никуда не показывается.

Поклоны Толю, Палену и Орлову; желал бы, чтобы вы имели случай быть довольны последним; я же в нем был постоянно уверен и удовлетворен им.

Прощайте, любезный друг, Господь да направляет вас и [162] помогает вам в последних трудах ваших и да дозволит он вам сколь возможно скорее подписать прекрасный мир Адрианопольский. На всю жизнь ваш, искренно вам благосклонный

Николай.

Жена моя поздравляет вас со славными успехами и кланяется вам.

Adieu, mon cher ami, que Dieu vous guide et vous assiste dans vos dernieres oeuvres et vous permette le plus tot possible de signer une belle paix d'Andrianople. A Vous pour la vie. Votre sincerement affectionne Nicolas.

Ma femme vous of fre ses felicitations pour vos glorieux succes et vous dit mille choses.

Текст воспроизведен по изданию: 1829-й год // Русская старина, № 5. 1877

© текст - ???. 1877
© сетевая версия - Трофимов С. 2008
© OCR - Трофимов С. 2008
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1877