Взятие крепости Поти в 1809 году

К успехам, ознаменовавшим в 1809-м году Русское оружие, принадлежит взятие Поти. Турецкая крепость сия находится в Мингрелии и лежит на правом берегу устья реки Риона, впадающей в Черное море. Генерал от Кавалерии Тормасов, принявший начальство над войсками на Кавказе после фельдмаршала Графа Гудовича, быв сам занят отражением Персиян, кои по внушениям Порты вторглись в Российские пределы, поручил Генерал-Мaиopy Князю Орбелианову занять Турок в Мингрелии осадою крепости Поти.

Войска, назначенные в сию Экспедицию, состояли из девяти рот Белевского пехотного полка, двух Кабардинского и одной 9-го егерского с пристойным количеством Артиллерии. В половине Августа отряд сей прибыл к Поти и, обложив оную, расположился лагерем. Поход Русских под сию крепость, и пребывание под оною, не представляют ничего особенно важного. На [272] первом были они несколько тревожимы партиями Имеретинцев, коих Царь Соломон был в то время в возмущении против России, но сии нападения были всегда отражаемы; в продолжении же осады, гарнизон покушался сделать несколько вылазок, кои обратно убегали в крепость при первом движении осаждающих. Поти была защищаема 34-мя пушками и тремя стами Турок. Не взирая однако на сию малочисленность, Комендант крепости Кучук-Бей, пользуясь выгодным местоположением и надеясь на помощь, не думал сдаваться, и решительно отринул все предложения, ему сделанные.

Уже Октябрь был на исходе, а осада не имела успехов. Обстоятельства требовали подкрепить отряд Князя Орбелианова новыми войсками, и Тормасов отрядил для сего из Тифлиса два баталиона Кавказского Гренадерского полка; но между тем, как оные совершали свой поход, случилось происшествие решившее участь Поти.

Сераскир Трапезонтский Шериф-Паша, при наступлении осени видя себя в безопасности от нападения Русского флота, выступил во второй половине Октября к Поти, в намерении освободить ее от осады. Часть его войска, состоявшего из десяти тысяч, переправилась морем на лодках, а другая пошла сухим путем. Оба cии отряда, в ожидании новых войск, расположились в укрепленном лагере между рек Малтаквы и Григолети, имея в тылу своем густые леса [273] и болота, покрывающие все пространство Черноморского берега между Поти и Батума. Известие о приближении Шерифа-Паши, распространившееся по окрестностям Поти, привело в лагерь Князя Орбелианова отряды Абхазов и Мингрельцов, кои из опасения подвергнуть свои жилища опустошению Турок, ревностно спешили содействовать Русским.

Орбелианов решился предупредить неприятеля. Оставя при Поти достаточное число войска для обложения сей крепости, с остальными и с присоединившимися к нему Абхазами и Мингрельцами, 2-го Ноября выступил к Малтакве. Подходя к реке сей, узнал он от передовых партий казаков, что Гурийцы, раздраженные беспорядками произведенными в их стране проходившими чрез нее Турецкими войсками, напали на Шериф-Пашу. Вскоре за сим известием были услышаны и самые выстрелы. Тогда командующий Генерал, поставя два орудия на правом берегу вышеозначенной реки, для произведения огня по находившимся на другой стороне неприятельским укреплениям, приказал в то же время двум ротам Кабардинского полка, под начальством Мaиopa Князя Орбелианова, вместе с Абхазами и Мингрельцами, бывшими под предводительством собственных их Князей, переправиться в лагерь Шерифа. Предприятие сие было совершено в самой скорости: конницею вплавь, а пехотою, при коей находился и Генерал Орбелианов, с Артиллериею, на лодках. [274]

Быстрый натиск, произведенный переправившимися войсками, не позволил Туркам опомниться от стремительного нападения. Покинув прилегавшее к реке укрепление правого их фланга, потеряли они одну пушку, два знамя и до 20 человек, захваченных в плен. Бегство сего отряда и исправное действие Русского огня, распространили ужас в остальном войске Шериф-Паши, которое почти без сопротивления, в величайшем замешательстве оставило лагерь. Мингрельцы и Абхазы, при содействии Русских солдат, преследовали неприятеля до самой реки Григолети, где он был встречен Гурийцами, атаковавшими его на левом фланге. Видя себя таким образом между двух огней, Турки, в том числе и Трапезонтский Сераскир, кинулись в лодки и искали спасения морем. Оставшиеся на берегу, видя невозможность спастись тем же средством, кинулись было опять к своему лагерю, но прогнанные Русскими войсками, рассыпались по лесу и по болотам, где на следующее утро были отысканы и взяты в плен. В сем сражении Турки потеряли более тысячи человек убитыми и утонувшими в море, и до трех сот пленными. Тринадцать знамен, отбитые Мингрельцами, Абхазами и Гурийцами были ими изорваны на мелкие части, а семь достались во власть Русских, коих урон вместе с содействовавшими им отрядами Азиятцев, состоял из 70-ти чел. убитыми и 232 ранеными. [275]

Поражение Шериф-Паши имело следствием скорую сдачу Поти. Комендант оной, потеряв чрез cиe всю надежду на ожиданное им подкрепление, и узнав о приближении выше означенных двух баталионов Кавказского полка, шедших под командою Полковника Симоновича, решился сдаться. Ноября 14-го, предложил он Генералу Орбелиани сдать ему крепость, а 15-го оная была занята Российскими войсками. Найденные ими 34 пушки, со множеством припасов и снарядов, были взяты, а гарнизон получил позволение на судах отправиться к Трапезонту.

Текст воспроизведен по изданию: Взятие крепости Поти в 1809 году // Славянин, Часть 7. № 34. 1828

© текст - ??. 1828
© сетевая версия - Тhietmar. 2014
© OCR- Strori. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Славянин. 1828