Турция.

В письмах из Константинополя от 30-го ноября (1817) подтверждается известие о великой победе, одержанной турецкими войсками под начальством одного из сыновей наместника Египетского, Ибрагима Паши, над вегабитами под предводительством главного их начальника и царя, Абдаллы-Бен-Сонда. Сражение [221] происходило в Маувиаге за семь дней пути от Дрегиега, столицы вегабитов. Абдаалла ретировался в крепость Баридаг, за 4 дня пути от столицы и там собирает рассеянные свои войска, намереваясь снова испытать счастье. Поражение вегабитов было совершенное, и если Ибрагим-паша станет быстро преследовать неприятеля, и не даст ему оправиться, то царство вегабитов будет разрушено.

Мекка и Медина находятся в руках победителей.

Впрочем, хотя победа сия одержана турецкими войсками, однако египетский бей действует в сей войне от себя лично, и как слышно намерен отложиться совершенно от Порты Оттоманской, и основать в той стране независимое великое царство. Таким образом империя Оттоманская мало-помалу распадается и сокрушается. [222]

Здесь ие излишне будет привести из Записок одного новейшего путешественника (Из книги: Walpole. Memoirs relating to European and Asiatic Turkey. London. 1817.) о причинах упадка Турецкой Империи.

”Как скоро Порта Оттоманская твердо основалась, то воинский дух турок начал мало-помалу ослабевать, а между тем христианские государства продолжали неослабно заниматься всеми искусствами военными и мирными. Следующие причины способствовали упадку Турецкой монархии: открытие пути в Ост-Индию около мыса Доброй Надежды (и сия причина есть одна из важнейших), недостаток хорошего регулярного войска, систематические подкупы министров Оттоманского двора, величайшие притеснения и грабительства от пашей, непрочность и неверность ничьей собственности, совершенный упадок торговли, которая совсем [223] убита везде, где только турки владычествуют; трудности перевозов или транспортов, и наконец незаменяемый ущерб в народе, производимый почти ежегодно чумою, голодом и скудным земледелием. Как можно надеяться приращения могущества и благосостояния в таком государстве, где самый полезнейший класс народа, земледельцы, подвержены таким несносным притеснениям, грабительствам и своевольству правителей, что многие турецкие провинции, некогда многолюднейшие и плодородные, превращены в дикие, почти безлюдные пустыни? Прежде завоевания Кипра турками, находилось на сем острове 14.000 селений, богатых и хорошо населенных, а ныне едва ли есть 700 бедных деревушек, служащих жалким убежищем нищим жителям. С того времени исчезли многие города, бывшие прежде в самом цветущем состоянии. Необходимые в жарких странах водоемы, [224] колодцы и каналы, коих везде было множество, ныне обрушились, завалены и иссякли. Благословенная страна между Тигром и Евфратом, бывшая некогда многолюднейшая и цветущая, ныне почти совсем запустела и обезлюдила. Вспомните древнюю Сирию, толико славную, богатую и густо населенную: что стала она ныне? Скажу об одном только: страна сия издревле славилась своими превосходными винами; но ныне, в продолжение тысячелетнего владычества турок, по причине известного закона Магометова, сия ветвь промышленности совершенно иссохла. Малое население, леность, нерадение и нечистота причиною нездорового климата и смертоносных болезней во всех почти обширнейших странах Греции, Малой Азии и Сирии. Наконец нет сомнения, что многоженство служит к уменьшению народонаселения.

Действие вышеприведенных причин было бы еще сильнее и быстрее, [225] если бы оно не было облегчаемо следующими обстоятельствами: 1) некоторые округи, по причине величайшего их плодородия, достаточно населены; 2) местоположение некоторых городов, и именно: Багдада, Басры, Каира, Смирны и особливо Салоники, чрезвычайно благоприятствует торговле; 3) в некоторых местах турки, жиды, греки и армяне составили между собою сильные Ганзейские Союзы для защиты своих имуществ от грабительства пашей; 4) горные жители мужественно противятся притеснениям пашей; 5) многие округи, составляющие удельные имения султановой фамилии, или принадлежащие знатнейшим чиновникам, менее обременены налогами и поборами, нежели другие провинции; 6) в некоторых островах Архипелага нет постоянных наместников или пашей, а только посылаются туда в известное время сборщики податей, для взимания подушных; 7) провинции, в [226] коих некоторым пашам удалось утвердиться надолго и с их семействами, менее подвержены притеснениям и грабительствам: ибо, беспрестанная перемена пашей есть одною из главных причин всех беспорядков, притеснений и бедности жителей; 8) многие греки приобретают себе изрядный достаток торговлею с европейскими народами, и умеют скрыть оный от алчности пашей, хотя и то правда, что под владычеством турок, ни один поданный не может быть надежен ни на один день, что голова его останется цела, или имение не отнято.”

Текст воспроизведен по изданию: Политические известия: Турция // Дух журналов, № 4. 1818

© текст - ??. 1818
© сетевая версия - Тhietmar. 2007

© OCR - Ingvar. 2007
© Дух журналов. 1818