Багратион в Дунайских княжествах

(сборник документов).

Молдавская научно-исследовательская база Академии наук СССР. Институт истории, языка и литературы. Сектор истории и археологии. Центральный государственный исторический архив Молдавской ССР. Государственное издательство Молдавии. Кишинёв. 1949.

Документальное наследие П. И. Багратиона ещё ждёт своего исследователя. Многочисленные материалы, отложившиеся в результате его разносторонней кипучей деятельности, рассеяны по многим хранилищам нашей страны. Давно назрела необходимость монографического издания этих документов. Поэтому рецензируемый сборник привлечёт внимание всех, кто интересуется военным прошлым русского народа.

В сборнике опубликованы документальные материалы из фонда сенаторов Диванов Молдавии и Валахии, хранящегося в Центральном государственном историческом архиве Молдавской ССР. Эти материалы дополняют документацию сборника «Генерал Багратион» (Огиз. 1945). Ряд документов в рассматриваемом издании перепечатан из последнего сборника.

Материалы настоящего издания охватывают период с 1 июля 1809 по 15 марта 1810 года 1. Сборник состоит из пяти разделов: «Назначение П. И. Багратиона в Молдавскую армию»; «Приказы, распоряжения и переписка П. И. Багратиона, касающиеся армии»; «Вопросы управления Молдавией и Валахией»; «Отношение к населению»; «Содействие населения Молдавии и Валахии русским войскам»; «Отъезд П. И. Багратиона из Молдавской армии».

Особую ценность представляют подлинные документы Багратиона о взятии русскими войсками крепостей Гирсово (№ 9), Браилов (№ 30), Мангалы, Кузгун (№ 14), о победе над турками при Рассевате (№ 11). Интересны материалы, показывающие заботу Багратиона о подчинённых (№ № 17, 26, 33), об обеспечении армии провиантом и фуражом (№ № 18,26,69,81).

Все эти документы характеризуют Багратиона как чуткого воспитателя войск, заботливого военачальника, не забывающего отмечать офицеров и нижних чинов за отличия в «действиях военных» (№ 5), и вместе с тем как требовательного и строгого командующего в случаях, когда дело касается славы и побед России. В этом, отношении интересен приказ Багратиона по Молдавской армии от 30 декабря 1809 г. о подготовке к весеннему наступлению. «Ежели же паче всякого чаяния моего с открытием новой кампании, — читаем мы в нём, — окажутся в котором либо полку и команде такие недостатки, исправление коих упущено небрежением командиров, тогда виновные подлежать будут ответу и взысканию в соразмерности вреда, какой служба от нерадения их иметь может» (№ 34).

Верный сын родины, Багратион проводил в княжествах политику дружбы. Это видно, в частности, из его письма главе Диванов Молдавии и Валахии С. С. Кушникову: «...в отношении к правительству австрийскому я намерен строго соблюсти выгоды России... с другой признаю я нужным приласкать народ» (№ 45).

Багратион считал местное население близким России, «...единомыслие и единообразное расположения из давних времён положили основание связи между россиянами и обывателями княжеств Молдавии и Валахии», — читаем мы в письме Багратиона (№ 46). Он подчёркивал братские связи русского и болгарского народов: «Многочисленные, в самое краткое время над неприятелем одержимые победы приблизили нас к тем странам, которые населены настоящими болгарскими обывателями, в полной мере чувствующими всю тягость ига турецкого и искони обнаружившими... преданность и приверженность их к России» (№ 60). Багратион призывал с уважением относиться к болгарам, молдаванам и грекам, [111] «из жилищ их не выгонять, а... водворять на оные» (№ 52).

Багратион оказывал содействие сербам, желавшим «ополчиться для защиты своего отечества противу турков» (№ 65). Он выступал защитником местного населения, томившегося под турецким игом. «Никто, начиная от первейшего бояра до последнего подданного, — писал Багратион, — от старца, сединою покрытого, до младенца, питающегося млеком материнским, от вдовы, стяжавшей пропитание трудами предков и усопшего ея мужа, до младой ея внуки, единою невинностью украшающейся, никто, говорю, не наслаждался первейшим благом человечества безопасностью жизни, чести и имущества» (№ 46).

Опубликованные материалы рисуют Багратиона горячим патриотом своей родины, уверенным в храбрости и непобедимости русских войск. Верный ученик великого Суворова, считавшего «победу — врагом войны», Багратион смотрел на победу, как на путь к миру, подчёркивая, что война «неизбежно влечёт за собою разорение земли» (№ 46). Гордясь победами России, Багратион писал о действиях русских войск в войне против Турции: «Не взирая на великие усилия турков, не удалось им ни единожды приобрести какую-либо над нами выгоду, ниже пользоваться какими-либо транспортом или же фурою из обоза армий. Напротив того, всюду и во всех покушениях обретал неприятель только собственную гибель» (№ 82.). Верный суворовским заветам, Багратион считал, что «солдат дорог». Он писал, говоря о «счастливых успехах» русского оружия: «Более же сего служит мне утешением то, что все победы над неприятелем в поле, что все осады... крепостей сопряжены были с весьма малозначущею потерею храбрых воинов российских» (там же).

Таким рисуют материалы сборника главнокомандующего Молдавской армией Багратиона.

К сожалению, сборник не лишён недостатков.

Прежде всего нужно отметить, что опубликованные документы неполно освещают тему. Составителям следовало бы в большей степени использовать материалы Центрального государственного военно-исторического архива СССР. В сборнике не получил, например, достаточного отражения героизм армии, которой командовал Багратион. А между тем имеются документы о сражении при Рассевате, о котором Багратион писал: «Слабого пера моего никогда не достанет в полный мере изобразить того рвения, того мужества и той храбрости, которые в настоящем деле обнаружены вообще всеми войсками... Всяк тщился, всяк рвался быть первым и всяк старался превосходить сотоварищей в обнаружении неограниченного усердия... неустрашимости и деятельности в исполнении обязанности своей перед... отечеством» 2. Багратион был полон гордости за «непобедимое Российское воинство» 3. Описывая природные препятствия на пути к Рассевату, он заключает: «...все сии затруднения твёрдостию и рвением, единым российским войскам свойственными, преодолены» 4.

Следовало бы поместить в сборнике рапорты Багратиона о победах русских войск под Журжею, при Рассевате, Кузгуне, Кюстенджи, под Силистрией 5. Они существенно дополнили бы опубликованные в нём материалы.

В сборнике отсутствуют документы, показывающие отношение Багратиона к иностранцам — наёмникам на русской службе, которых он рассматривал как авантюристов, приезжавших в Россию за лёгкой наживой. Он говорил о них с гневом. Интересен автограф Багратиона к Аракчееву от 2 сентября 1809 г., в котором он писал о назначении к нему иностранцев: «Мне нужны русские, а не иноземцы; они никогда одному не привыкли служить, а всегда служат многим» 6. В другом письме Багратиона к Аракчееву, от 23 ноября 1809 г., мы читаем: «...они (иностранцы. — В. В.) стелют мягко, но нам спать жёстко» 7.

В сборнике не нашли отражения материалы, рассказывающие о тех трудностях, которые создавали Багратиону Александр I и его окружение. Глухая ссылка на них в документе № 29 недостаточна. Известно, что при своём назначении главнокомандующим Молдавской армией Багратион получил «решительное повеление» Александра «употребить всевозможные напряжения к учинению сильных и быстрых движений противу неприятеля на правой стороне Дуная» 8. Багратион выполнил «высочайшую волю», но это поставило русские войска в чрезвычайно тяжёлые условия. Возраставшее число больных, которых не было возможности транспортировать в госпитали из-за недостатка в средствах передвижения, трудности со снабжением армии, невозможность строить землянки «в голой степи, где нельзя сыскать и хворостинки», — всё это угрожало Молдавской армии «конечным истреблением» 9. Но Александра нелегко было заставить переменить своё решение.

Багратион писал Аракчееву 23 ноября 1809 г.: «Напрасно вас обманывают и льстят для гибели нашей... в одну позицию влюбляться вредно. Прошу одной милости: дать мне волю или вольность... Я здесь ближе всех и лучше зрю, но что вы все мешаете, что за польза» 9.

Только в результате своей настойчивости и энергии Багратион добился разрешения [112] Александра перейти со своей армией на левый берег Дуная 11.

Материалы Центрального государственного военно-исторического архива свидетельствуют о желании Багратиона избавить сербов от турецкого ига. В его обращении ко «всему храброму народу сербскому» от 18 февраля 1810 г. читаем: «Теперь настало время, в которое всё воинство сербское, одушевлённое верою и любовию к отечеству своему, вооружась духом храбрости, единомысленно должно соединиться с непобедимым воинством Российским на поражение гордых тиранов Сербии и к утверждению её благоденствия, которого доселе и потоки крови сербской приобресть не были в состоянии» 12.

Имеются существенные пропуски в некоторых документах. Так, в рапорте Александру от 6 сентября 1809 г. (№ 12) опущено очень ценное высказывание Багратиона о корыстной политике Англии на Востоке. Багратион указывал, что англичане «всюду сыплют золотом своим для возбуждения войны там, где только можно на твёрдой земле и для достижения тем самым единственно собственных своих выгод, жертвуя во всяком случае союзниками своими, как то уже многократными примерами доказано... обыватели Турецкой империи никакой вражды противу Россиян не имеют и иметь не могут, находившись и пред сим в дружбе и добром согласии и даже в союзе с Россиею, и что потому война сия вожжена одним министерством Порты, руководимым ухищрениями и золотом англичан» 13.

В документе № 15 опущено изложение Багратионом взятия русскими войсками крепости Мангалии, которая «особливо важна потому, что Константинополь снабжается всегда оттуда солью, угольем и разными припасами» 14. Без этого непонятно намерение Багратиона «произвесть потрясение в самом Константинополе через посредство овладения Мангалии...» 15.

К недостаткам сборника следует отнести публикацию большинства документов с копий, что в некоторых случаях привело к их искажениям (№ № 6 16, 8 17).

В сборнике имеются повторения. Так, в рапорте Багратиона Александру от 19 августа 1809 г. (№ 6) подробно изложены обстоятельства взятия русскими войсками крепости Мачин. Поэтому излишне помещать письмо Багратиона к сенатору Кушникову с сокращённым изложением того же (№ 7).

Не следовало включать в сборник недоброкачественную копию письма Кушникова Молдавскому Дивану (№ 13) с пересказом подлинного письма Багратиона о победе русских войск над турками при Рассевате (№ 11).

В документах встречаются неоговоренные пропуски текста (№ № 43, 48, 50, 54, 56, 57, 58, 59, 60); не оговорены и выделенные жирным шрифтом слова (№ 50). Встречаются грамматические и синтаксические ошибки (№ 17), недописанные слова (№ 24).

Следует указать на громоздкость заголовков к документам (№ № 4, 5, 17, 23, 28, 42, 44, 52, 58, 60, 81) и в некоторых случаях на их неточность (№ № 19, 20, 21, 64).

Отсутствуют в сборнике комментарии к материалам. Не даны к нему именной указатель и указатель таких требующих пояснения слов, как дискреция (№ 6), байрактар, кирджалии (№ 12), каруцы (№ 26), дижмерит, винерит, оерит (№ 46), вистеар, ватавы, самеши, запчии, цынуты, ворник, логофет, спатарь, армаш, ага (№ 47), мудеры, скутельники, послушники (№ 48), паркалабия (№ 72). Пользование сборником затруднено из-за отсутствия географического указателя, а также планов и карт, хотя в Центральном государственном военно-историческом архиве и хранится подлинный багратионовский план обложения русскими войсками Мачина 18.

Отмеченная нами неполнота сборника — отсутствие в нём важнейших документов Центрального государственного военно-исторического архива СССР о героизме русской армии, об отношении к Багратиону царя и его приближённых и т. д., а также допущенная составителями небрежность в его оформлении — таковы основные недостатки рецензируемого сборника.

В. Вяликов


Комментарии

1. Даты даны по старому стилю.

2. Центральный государственный военно-исторический архив (ЦГВИА), ф. ВУА, д. 2927, л. 90 и об.

3. Там же, л. 169.

4. Там же, л. 162 и об.

5. См. там же, лл. 115-118, 123-127, 164 и об., 166-168 и об.

6. Там же, л. 144 и об.

7. Там же, л. 348 и об.

8. Там же, д. 2941, л. 92.

9. Там же, д. 2729, лл. 305 и об., 309-311 и об.

10. Там же, д. 2927, лл. 345 и об., 348.

11. См. ЦГВИА, ф. ВУА., д. 2941, лл. 8, 93 и об.

12. Там же, лл. 77 и об., 78.

13. Там же, д. 2927, л. 49 и об. (Разрядка моя. — В. В.).

14. ЦГВИА, ф. ВУА, д. 2927, л. 100..

15. Там же, л. 102.

16. См. там же, л. 6.

17. См. там же, л. 27.

18. См. там же, л. 11.

Текст воспроизведен по изданию: Багратион в Дунайских княжествах (сборник документов) // Вопросы истории, № 10. 1950

© текст - Вяликов В. 1950
© сетевая версия - Тhietmar. 2019
© OCR - Николаева Е. В. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вопросы истории. 1950