№ 48

Из предложения П. И. Багратиона Дивану Валашского княжества о податях и повинностях жителей.

№ 76

28 января (9 февраля) 1810 года.

г. БУХАРЕСТ.

Дивану достаточно известно до какой степени простирались злоупотребления во взимании подвод, сверх требуемого на воинские потребности числа, и в освобождении излишка за денежную уплату в корысть чиновников, к тому употребляемых.

А потому и надлежит ему взять самые строгие меры и публиковать в народе, что отныне впредь таковые [84] освобождения за деньги места иметь не могут, и что, в противном случае, обличенные в таковом преступлении неминуемо подвергнутся строжайшему наказанию, возвращением вдвое ими взятого и отрешением навсегда от мест и должностей.

Для большей в сем случае определительности Диван обязан всякий раз, когда требуется наряд подвод, делать раскладки на каждый цынут, которые бы были известны и не могли быть переменяемы исправниками и их подчиненными. Впрочем ныне же подтверждено от меня в армию приказом, дабы самовольное взимание подвод со стороны воинских команд строго возбранено было, дабы требования в случае надобности делаемы были чрез посредство начальства и дабы за все подводы, на воинские надобности взимаемые, платимы были установленные прогонные деньги по 5 пар за час от каждого вола или лошади... Все сие распоряжение имеет Диван сделать известным в народе. Если же, паче всякого чаяния моего обнаружится где-либо в сем случае злоупотребление и насилие со стороны воинской команды, в таком случае земское начальство может относиться к корпусному или отрядному начальнику, в дистанции коего сие злоупотребление случилось, для доставления обиженному удовлетворения. В случае же неполучения оного, может Диван чрез посредство президента представить об оном мне.

Каждый благомыслящий и опытный чиновник, к управлению земли употребляемой, без сомнения знает, что благоразумная экономия составляет одну из важнейших статей, споспешествующих к благосостоянию края и обнаруживающих хорошее правительство.

В Валахии, так называемые лудеры составляют одну из важнейших отраслей дохода земли. По имеющимся у меня сведениям число их в 1805 году простиралось за 40 тысяч, а ныне, как слышу, имеется оных не более пятнадцати тысяч, чему я и не хочу даже поверить. Диван имеет тотчас войти в рассмотрение и представить мне ведомости куда оные убылые лудеры обращены.

Определение скутельников и послушников составляет также немаловажную статью экономии сего княжества, и злоупотребления, по сей части происходившие, достигли до высочайшей степени. Я предлагаю Дивану [85] представить мне ведомость, кто, где и сколько имел скутельников и послушников в 1805 году во время правления господаря князя Ипсиланти, и кому, где и сколько кем именно с того времени оных дано.

Отныне же впредь строжайше предписываю, никому скутельников и послушников не давать без представления о том президенту Дивана и без воспоследования на то моего утверждения, так как и вообще никакая часть доходов княжества в частное владение отчуждаема быть не может без моего на то утверждения.

Наконец предлагаю также Дивану представить мне ведомость, какие именно, кому и по чьему назначению или утверждению производятся пенсии от Дивана Валашского.

[Багратион].

ЦГИА МССР, фонд № 1, дело № 1502, л.л. 27-32, копия.