№ 45

Письмо П. И. Багратиона С. С. Кушникову о восстановлении торговых отношений между Молдавским и Валашским княжествами и Австрией.

№ 63

21 января (3 февраля) 1810 года.

г. БУХАРЕСТ

По поводу прекращения войны между Россией и Австрией входил я в переписку с господином государственным канцлером касательно восстановления сношений между здешними княжествами и австрийскими пограничными областями. Вследствие чего сообщил мне граф Николай Петрович (Румянцев) высочайшую государя Императора волю, что его величество дает свое соизволение, чтобы те сношения по одной коммерческой части были восстановлены, но чтобы принято было общим и строгим правилом, дабы ни в каком случае сношения сии не могли оказаться предосудительными настоящему положению дел в рассуждении военных действий противу Порты. Распоряжение сие его величество поручить соизволил особому моему попечению, с тем, дабы я от себя уведомил трансильванского гражданского губернатора, какие относительно коммерции признаю я за нужное сделать постановления в продолжение войны.

Во исполнение таковой е. и. в. воли писал я ныне же к графу Банфи, что коммерция между княжествами Молдавии и Валахии с одной и пограничными австрийскими областями с другой стороны восстанавляется на прежнем основании со следующими только по причине настоящих военных обстоятельств необходимыми ограничениями, а именно: [73]

1-е, чтобы всем австрийским подданным, в сих областях находящимся, воспретить всякое сношение с областями, во владении Порты Оттоманской находящимися.

2-е, чтобы вывоз всякого рода хлеба и лошадей из сих княжеств в австрийские владения воспрещен был.

Посему и поручаю вашему превосходительству чрез посредство Диванов княжеств Молдавии и Валахии сделать известным всем обывателям края сего, что торговля с австрийскими областями восстанавливается на вышепрописанном основании, а притом учинить с вашей стороны все нужные распоряжения, дабы ограничения, мною постановленные в рассуждении вывоза хлеба и лошадей, в точности наблюдаемы были с тем, чтобы, в противном случае, коль скоро кто пойман будет в провозе сих запрещенных предметов, то все провозимое конфисковать и обратить в пользу армии е. и. в., назначив притом соразмерную часть в награждение поимщика.

По таковом восстановлении торговли часто встречаться будут надобности торгующих отъезжать по торговым их делам в австрийские владения. Выдачу паспортов таковым купцам и торговцам, какой бы нации [они] ни были, а не боярам, предоставляю вашему превосходительству и господину вице-президенту Дивана, с тем, что как здесь находятся агенты французские, то выдача паспортов или подорожен до границы французским подданным должна производиться не иначе как по требованиям тех агентов.

Я входил также в переписку с господином государственным канцлером относительно преимуществ, коими австрийские подданные в сих княжествах прежде начатия войны пользовались. Государю императору угодно знать, какие именно из тех преимуществ, каковыми до начатия войны они пользовались, не были бы ныне помехою в рассуждении военных обстоятельств. С моей стороны полагаю я, что учреждение регулярной почты с Константинополем отнюдь позволено быть не может, а равным образом для армии отяготительно освобождение домов австрийских подданных от постоя и позволение, которое они имели, содержать здесь депо лошадей для австрийской кавалерии. Но как ваше превосходительство уже без малого два года управляете краем сим и на [74] основании инструкции покойного предместника моего конечно собрали обстоятельные по сим предметам сведения, то и прошу вас покорно, уведомить меня: во-первых, до какого числа, хотя не с полною точностью, однако же с некоторою вероятностью, простирается число австрийских подданных, городских и сельских обывателей порознь; во-вторых, в чем состоят привилегии, коими они до начатия войны пользовались, и на основании каких трактатов и постановлений; в-третьих, которые из тех привилегий признаете вы для нас отяготительными порознь в продолжение войны и особенно по заключении мира с Портою, когда княжества сии будут уже совершенно присоединены к России, объясняя притом причины, по коим вы какое-либо преимущество признаете для нас вредным или тягостным. Я должен однако же при сем случае поставить в виду вашего превосходительства, что сколько в отношении к правительству австрийскому я намерен строго соблюсти выгоды России, столько с другой признаю я нужным приласкать народ, ибо одно сие средство останется нам, дабы мало по малу населить паки край сей, ныне до неимоверной степени опустошенный.

Картель с Австрией остается в своей силе, а потому е. и. в. угодно, чтобы в рассуждении выдачи дезертиров поступаемо было на прежнем основании. Для чего и надлежит вашему превосходительству обнародовать о том в сих княжествах и соблюдать те правила, которые установлены покойным предместником моим в отношении его к вам от 27-го июня 1808 года под № 989.

П. Багратион.

ЦГИА МССР, фонд № 1, дело № 1487, л.л. 1-3, подлинник.