Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

КАРЛ I

ЗАКОННИК

MAJESTAS CAROLINA

(1355 г.)

К числу важнейших памятников чешского феодального права середины XIV века принадлежит проект законника короля Карла I, известный под названием “Majestas Carolina”.

Развитие товарно-денежных отношений и общий экономический подъем Чехии в XIII—XIV столетиях способствовали укреплению королевской власти, которая, опираясь на среднее и мелкое дворянство, а также на города, стремилась ослабить политическое влияние крупных феодалов. В этот период, когда центральная власть вела борьбу против раздробленности, назрела необходимость кодификации права.

Первая попытка кодификации относится к середине XIII века, ко времени правления короля Пржемысла II (1253—1278); она заключалась в систематизации чешского права на основе магдебургского городского права к окончилась неудачей не только потому, что паны открыто выступили против этого, но также и потому, что немецкое право было органически чуждым чешскому обычному праву.

Второй опыт кодификации был предпринят при Вацлаве II (1283—1305), который пригласил для этой цели итальянских юристов; они должны были на основе и по системе римского и канонического права кодифицировать чешское право. Это также вызвало решительный протест со стороны крупных феодалов.

Третья и последняя попытка кодификации принадлежит Карлу I (1348—1378). Время правления Карла I, который являлся также германским императором Карлом IV (с 1347 года по 1378 год), было периодом централизации чешского феодального государства, укрепления авторитета королевской власти. В качестве императора Германии Карл проявлял особую заботу о Чехии как о своем наследственном лене. Чехия стала независимой от Германской империи, чешский король занял первое место среди курфюрстов согласно “Золотой булле” 1356 года. Внешнеполитическое укрепление чешского государства при Карле I способствовало внутреннему экономическому, политическому и культурному расцвету страны.

Буржуазные историки идеализировали личность короля Карла I, называя время его правления “золотым веком чешской истории”, в то время как в действительности на протяжении всего XIV столетия и в особенности во второй его половине в чешском феодальном обществе нарастали те классовые и национальные противоречия, которые в XV веке привели к величайшему из крестьянских восстаний средневековья — гуситскому революционному движению.

В 1355 году Карл I представил на рассмотрение сейма проект законника, который подготовлялся в течение нескольких лет с помощью приглашенных королем итальянских юристов во главе с известным в то время Бартоломео де Саксоферрато. Источниками законника послужило обычное право, законодательство чешских королей, записи судебных решений в так называемых “земских досках”и, наконец, современная Карлу I практика чешского земского суда.

Создание законника преследовало цель укрепить и расширить права короны и вместе с тем ограничить политические права крупных феодалов. Это наложило известный отпечаток на содержание проекта; он не представлял собой полного и всеобъемлющего уложения, закрепляя в своих статьях важнейшие для центральной власти нормы как старого, так и нового права.

Законник открывался “Предисловием”, которое было проникнуто идеей сильной монархической власти. Исходным пунктом в идеологическом обосновании Карлом I авторитета королевской власти является его утверждение об исключительном положении государя как единственного правителя страны, о том, что он один устанавливает законы и права и является высшим судьей.

Идея могущественной и неограниченной власти короля красной нитью проходит через все содержание законника. Так, статья 42 гласит о том, что “король в силу своего сана не подлежит суду земли своей”, поэтому никто и никогда не может принести жалобу непосредственно на него самого.

“Предисловие” заканчивается словами о том, что старое и новое право отныне сводится в одну книгу которая будет называться именем Карла I (Предполагалось, что законник будет называться “Codex Carolinus”; что же касается его наименования “Majestas Carolina”, то, являясь названием более поздним и неточным, возникшим в XVII веке, оно стало впоследствии обычным и официальным наименованием законника.) (§ 8).

В первую очередь “Majestas Carolina” заключала в себе статьи о прерогативах короля, об имуществе королевской курии, о новом порядке назначения на должности. Стремление Карла строго регламентировать режим земельной собственности особенно ущемляло права панов. Значительно расширялись судебные полномочия короны и тем самым подрывалась старинная монополия панов в области права и суда. Законопроект отменял устаревшие формы процесса — ордалии (испытания водой и железом), метание жребия, ограничивал судебный поединок (ст. ст. 39 и 80). Наряду с совершенно новыми правилами, впервые записанными в проекте, законник закреплял давно сложившиеся обычаи, те правовые нормы, которые существовали ко времени создания “Majestas Carolina”.

Законник короля Карла содержал вопросы права собственности, большое количество статей было посвящено преступлениям и наказаниям, порядку наследования, судопроизводству. Статьи, посвященные этим вопросам, хотя и не охватывают всю систему чешского феодального права, тем не менее дают представление о характере этой системы по важнейшим правовым институтам.

Представленный на обсуждение генерального сейма 5 октября 1355 г., проект законника вызвал бурное возмущение и решительный протест феодальной знати. Паны не позволили королю лишить их старинных привилегий. Особенное противодействие вызвали те статьи, которые грозили конфискацией имущества за неповиновение воле короля.

Отвергнув законопроект в целом, сейм все же утвердил отдельные его статьи. К ним относятся в первую очередь те статьи, которые узаконили права панов в отношении феодально-зависимого крестьянства (например, ограничение крестьянского “выхода” в ст. 74), а также некоторые изменения в порядке судопроизводства (запрещение ордалий, упрощение формулы присяги и т. д.).

После того как сейм отклонил “Majestas Carolina”, Карл I в официальном сообщении широко оповестил своих подданных о том, что книга с подлинным и первоначальным текстом законника случайно сгорела и что поскольку он не вступил в силу, то никто не может быть юридически связан им. Исследователи полагают, что сообщение о гибели законопроекта было вызвано нежеланием короля Карла открыто признать свое поражение на сейме.

Несмотря на то, что “Majestas Carolina” не стала действующим источником права, документ этот является чрезвычайно важным историческим памятником права Чехии XIV века. Он позволяет сделать вывод о самобытности чешского права, не испытавшего чуждого влияния со стороны, в частности немецкого права, которое утвердилось главным образом в городах в результате немецкой колонизации. Очень незначительным было также влияние римского права, хотя законник написан на латинском языке.

До нашего времени сохранились две латинские рукописи этого памятника. Одна из них, наиболее полная, относится к XV веку; в настоящее время она находится в библиотеке Пражского университета. Другая, менее полная, также относящаяся к XV веку, находится в Виттингене. В Пражском университете долгое время хранилась и третья латинская рукопись, в настоящее время утерянная; с нее в 1617 году подготовили первое печатное издание. В XV веке “Majestas Carolina” была переведена на чешский язык. Наиболее полным и точным изданием “Majestas Carolina” является издание Ф. Палацкого в “Архиве Чешском” (“Archyv Cesky”, d. III, Pragae, 1844).

Настоящий перевод памятника сделан с чешского текста, содержащегося в “Codex juris Bohemici” (H. Jirecek, Pragae, 1867) и уточнен по латинскому тексту того же издания.

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия памятииков феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961.

© текст - Беляева Г. П. 1961
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Медведь М. Е. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Гос. изд. юр. лит. 1961