Таверны для курения опиума в Сингапуре.

Наружность этих таверн весьма-разнообразна. Иногда открываются они в хижинах, иногда в каменных двухэтажных домах, платящих по пятнадцати долларов в месяц за наем. Впрочем, курильщик опиума заботится только о роскоши самой трубки; все прочее, как-то: мебель, комнаты, простор для него не нужны, хотя, по законам полиции, курение опиума должно прекращаться в 9 часов вечера; но богатый курильщик никогда не отказывается от трубки, прежде нежели достигнет до высшей степени восторга. Если наступит законный час и курильщик не достиг желаемой степени экзальтации, он уходит во внутренния комнаты, где без помехи продолжает свои фантастическия видения.

Англичанин Литль сообщает следующие известия о женских комнатах для курения опиума. «В первый раз, когда я явился сюда, вид этих комнат сделал на меня сильное впечатление. Зала была большая, но слабо освещена. Все убранство состояло из кровати, стульев и цыновок. Посредине был стол с разными сластями. Когда я вошел, одна женщина, малайскаго происхождения, сидела на кровати и курила опиум; она была молода и прекрасна собою. Уж три года, как она занимается курением и ежемесячно истрачивает на это по 6-ти долларов. Она курит опиум, называемый чанду».

Ничто в свете не может сравниться с состоянием курильщика опиума. Он употребляет на это все свои скопленные деньги. Ему подают трубку с чанду. Он облокачивается на стол, покрытый цыновкою, а голова его покоится на подушке из бамбуковаго тростника.

Литль разсказывает об одном курильщике следующее:

«Взгляд его выражал сначала самое жалкое положение, глаза у него ввалились, походка была неверная, ноги подгибались, голос дрожал, лицом он быль бледен; в глазах не было никакого выражения. Ему подали трубку; он подошел к лампе, чтоб зажечь опиум, и в это мгновение, черты его выразили тихое удовольствие. Наконец он зажег трубку и жадно вдохнул в себя наркотические пары. Мало-по-малу дыхание его сделалось тише, но пока не вся трубка была выкурена, он не выпустил ее изо рта. Вдыхаемый дым проглатывал он во все это время. Наконец [141] натура принуждает его выпустить этот дым. Тогда кладет он свою трубку, прислоняет голову к подушке и предается действиям опиума. Вскоре, однако, принимается он за вторую трубку и когда выкурит ее, уж смело и гордо смотрит на все окружающее. Однакож, не прежде третьей или четвертой трубки наступает для него минута полного удовольствия. Ему становится легко, все члены его в каком-то дрожательном движении; глаза расширяются, слух изощряется; курильщик чувствует сильное побуждение лететь кверху; все страдания забыты; одни удовольствия представляются воображению. Всякий курильщик чувствует отвращение от пищи в обыкновенное время, но, накурившись, получает аппетит и иногда к самым странным блюдам. Он лежит, но не спит, а улыбается и, кажется, живет другою жизнью. Только тогда, как действие опиума дойдет до высшей степени, глаза его смыкаются, дыхание становится прерывисто, всякое сознание исчезает; если глаза нечаянно и открываются, то ничего уж не видят; никакие звуки нс возбуждают внимания. Курильщик погружается наконец в глубокий, беспокойный сон, из котораго пробуждается к своим страданиям».

Далее Литль рассказывает:

«Вчера я посещал различные таверны и расспрашивал тридцать-одного курильщика опиума. Они обыкновенно выкуривают в день по шести гунов (28 4/5 трапов). Высшая мера для мужчины составляет 15 Гунов (72 грана), меньшая — два гуна. Число лет, впродолжение которых они предаются курению, составляет, круглым числом, семь лет и несколько месяцев. В верхнем этаже нашел я женщину, которая уж три года курит опиум по шести гунов в день. У нее двое детей, но она говорила, что они больны и все плачут. Во время курения принесли к ней одного трудного ребенка, но, оказалось, что в этом состоянии молоко пропадает, потому-что ребенок не мог ничего высосать и еще больше стал кричать; чтоб успокоить его, мать раза два дохнула на него дымом опиума, и ребенок тотчас же впал в глубокой сон. Она говорила, что многие матери употребляют это средство, чтоб успокоить своих детей».

Текст воспроизведен по изданию: Таверны для курения опиума в Сингапуре // Отечественные записки, № 2. 1853

© текст - ??. 1853
© сетевая версия - Thietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Отечественные записки. 1853