42. УКАЗ ПЕТРА I АДМИРАЛТЕЙСКОЙ КОЛЛЕГИИ

С.-Петербург, 24 декабря /4 января 1725 г.] 1724 г.

Сего декабря 24-го дня в указе е. и. в-ва ис канцелярии правительствующаго Сената в адмиралтейств колегию написано:

Всепресветлейший, державнейший Петр Великий, император и самодержец всеросийский, будучи в Зимнем доме сего ж декабря 4-го дня, указал по присланным из Гишпании от князя Ивана Щербатова реляциям и по доношениям ис комерц колегии о росийских товарах, по чему оные до Гишпании с провозом станут, и какая цена в Гишпании тем товаром, и что у которого прибыли или накладу, изволил на особом листу написать собственною своею рукой тако 1:

Об гишпанском деле:

1

Послать три карабля, а имянно Штрафор да два из галанских фрегат; на них товаров казенных и купеческих.

2

Чтоб с товарами несколко хозяев отправить для обучения сего торгу, и притом е. ж в-во словесно указал на оных караблях послать всяких товаров, к тому ж пушек и ружья, кроме пороху, по малому числу 2, невзирая на то, что у которых товаров будет наклад, но толко чтоб комерция была зачата. Е. ж в-во изволил слушать учиненной выписки по доношениям ево ж, князя Щербатова, которыми он требует в пополнение данных ему пунктов.

3

Ежели за груз столь много провозу не возметца, сколко ассю-ранции придет, и в таком случае буде чюжей груз во время простою попадетца, отпускат ли росийския карабли из найму в другие порты без ассюранции и кому адресовать, кто б их паки з грузом возвратил. А буде грузу не будет, то б порозжие отправил и на страх, з грузом и без грузу возвращающимся, отдават ли и откуда на то брать денги.

4

Понеже ординарно провозныя денги платятся при роздаче товаров и когда карабль отдават на страх, откуда брать денги, и где в которой земле на страх отдавать, и х кому о той [100] страховой отдаче писать, и во сколких денгах всякой карабль на страх отдавать. И е. в-во указал, когда во время простою карабли в наймы отданы будут, то по прежнему указу старатца, дабы карабли на страх отданы были, а х кому адресовать те карабли, о том, тако ж и о протчем, чинить ему по своему разсмотрению, усматривая в том лутчей ползы, а денги по требованию ево присланы будут.

5

Понеже может случитца, что груз не скоро сыщетца и карабли принуждены будут стоять в порте, а в то время от карабелных служителей будет требование о учинении им вспоможения денгами и правиантом, что когда по требованию их чинить и откуда брать денги. И притом генерал адмирал граф Феодор Матвеевич Апраксин доносил, что когда куда карабли посылаютца, то всегда служителем на оных жалованье дают на излишныя месяцы.

Е. ж в-во по слушании реляцией изо Франции от консуля Ивана Алексеева о товарех же и росписания комерц колегии о ценах тех товаров изволил же на особом листу написать собственною своею рукою:

1. Послать Ормунт или Эсперанц 3.

2. Послать товары и бочки, тако ж казенныя и часть купеческих против гишпанской посылки, да о обеих тех посылках на том же листу изволил написать тако: единым словом, чтоб зачать и продолжать всяким образом, а притом помалу компанию збирать.

Ныне на карабль Эсперанц погружено припасов в отпуск Витверова чертежа. [...] 4

На двух галанских фрегатах ныне груженых припасов никаких не имеется. Не повелено ль будет вместо оных послать карабль Дефеншиер, который и ныне сии же писанными припасы в готовности. [...] 5

ЦГА ВМФ, ф. 233, оп. 1, д. 233, л. 261-267. Копия, русск. яз.


Комментарии

1. 18 сентября 1724 г. на заседании Сената были заслушаны донесения торгового советника в Испании князя Щербатова и консула во Франции Алексеева. Петр I, изучив их, 4 декабря издал указ о том, что необходимо направить в Испанию три, а во Францию — один корабль с товарами, о чем было дано указание из Сената в адмиралтейств-коллегию 24 декабря 1724 г.

2. Оружие было отправлено как товар, на продажу, и образцы его были взяты
испанским военным министерством для изучения.

3. Названия кораблей.

4. Опускается перечень товаров, отправленных на корабле «Эсперанс».

5. Опускается перечень товаров, отправленных на корабле «Дефеншиер». 12 мая 1725 г. три первых русских корабля — «Дефеншиер», «Амстердам Галей» и «Кронделивде» вышли из Ревеля в направлении Кадиса. 4 мая указом Екатерины I была составлена инструкция от флота шкиперу Ивану Михайлову. Настоящая же его фамилия и звание были: капитан флота Кошелев. 17 августа корабли прибыли в Кадис, где находились три недели для загрузки товарами. Из-за повреждений в «Дефеншиере» они вынуждены были задержаться и направились в Россию только в марте 1726 года. Так было положено начало русско-испанской торговле. В декабре 1726 года был издан указ о присвоении звания капитана I ранга Кошелеву за то, что «он в Гишпании с российскими караблями первым был».