ВОССТАНИЕ В САРАГОССЕ

В 1591 г. в Сарагоссе, древней столице арагонских королей, вспыхнуло восстание. Оно назрело вследствие политики Филиппа II, не считавшейся со старинными вольностями Арагона, его автономией и порядками. Представителями деспотической власти Филиппа II были его ставленники  —   вице-короли Арагона, которых народ ненавидел и называл чужестранцами. [205]

Административный и финансовый гнет, королевский произвол вызвали оппозицию в широких кругах местного дворянства и буржуазии. Эта оппозиция обострялась национальной рознью и репрессиями со стороны инквизиции.

Поводом к восстанию послужило то, что в Арагон, под защиту его “фуэрос” бежал опальный министр и секретарь Филиппа II Антонио Перес. Арагонские власти отказались выдать королю беглеца и заставили его предстать перед верховным судом Арагона. Суд склонялся к тому, чтобы признать невиновность Переса, но зато сделал достоянием гласности многие темные стороны королевской политики. Филипп II решил не доводить дела до оправдательного приговора и прекратить разоблачения, подрывавшие его авторитет. По королевскому приказу обвиняемый был переведен из тюрьмы в застенки инквизиции. Этим путем публичный процесс обрывался, и Перес становился жертвой инквизиции, которая вела дела тайно, вне контроля светских властей. Перевод Переса из тюрьмы и его передача в руки инквизиции (по вымышленному обвинению в преступлении против веры) послужили сигналом к народному восстанию.


ПИСЬМО ИЗ САРАГОССЫ ОТ 15 МАЯ 1591 г.

У нас опять мало хорошего. Сегодня Антонио Переса, королевского секретаря, взяли из тюрьмы и передали инквизиции. В ответ на это поднялся весь город. Все взялись за оружие с возгласами “Свобода!”. Собралось более 6 тыс. вооруженных граждан. Все они сошлись у дома графа де Альменора, сорвали ворота, и оказалось нужным сдержать гнев толпы. Это сделали представители арагонской юстиции. Они вывели графа из его дома и увели пешком. Народ ринулся вслед за ним, так что приходится удивляться, что они его не разорвали на куски. В этой страшной сумятице граф получил две раны. Он был отвезен в тюрьму при громких криках народа, называвшего его предателем и требовавшего его казни. Затем весь народ кинулся к инквизиции и потребовал освобождения Антонио Переса, крича, что в противном случае он уничтожит инквизицию. При этом было убито двое слуг инквизиции, стрелявших в народ. Восстание длилось до тех пор, пока вице-король и архиепископ не распорядились снова перевести секретаря в тюрьму. Там он пока и остается, и это несколько укротило гнев в народе.

Архиепископ находился в большой опасности, ибо, хотя некоторые графы и дворяне явились, чтобы его успокоить, его жизнь была не в безопасности. Я стоял с распятием подле него и видел, как тяжко отзывались на нем эти события. Мы хотели пойти в собор, чтобы взять святое причастие и тем смягчить народное неистовство.

Но приходилось опасаться, как бы не убили архиепископа и нас, так как двух архиепископских слуг, посланных в собор, забросали камнями.

КАЗНИ В САРАГОССЕ

Волнения в Сарагоссе вызвали недовольство в Мадриде. По королевскому приказу Антонио Переса снова под сильным конвоем препроводили в здание инквизиции. Но во время переезда арестованного сторонники арагонской независимости ударили в набат, и сбежавшаяся толпа отбила Переса у конвоиров. Повторились [206] снова бурные манифестации. В Сарагоссе стали выходить памфлеты, высмеивавшие Филиппа II и призывавшие к освобождению Арагона. Наконец король двинул против Арагона сильное кастильское войско. Верховный судья Арагона, дон Хуан де Луна, признал такой шаг короля беззаконием, нарушающим конституцию королевства и старинные вольности Арагона. Он и его единомышленники стали деятельно готовиться к отпору, призывая весь арагонский народ защищать оружием свои вольности. Однако попытки поднять народные массы на борьбу не увенчались успехом. Широкие массы арагонского крестьянства остались безучастными к этой борьбе, считая ее делом богачей, “ricos hombros”. Собственноручное письмо короля вменяло в обязанность начальнику кастильской армии казнить виновников восстания.

ПИСЬМО КОРОЛЯ ФИЛИППА II ГЕНЕРАЛУ ВАРГАСУ, КОМАНДУЮЩЕМУ КАСТИЛЬСКОЙ АРМИЕЙ

По получении этого письма приказываю вам арестовать дона Хуана де Луна, и я должен узнать о его смерти одновременно с известием об его аресте. Немедленно велите ему отсечь голову, причем глашатай должен кричать: “Таково правосудие, которое приказал наш государь совершить над этим рыцарем за то, что он возмутил королевство и поднял знамя против своего короля. Всякий, кто поступит так, будет наказан подобным же образом”.

ПИСЬМО ИЗ САРАГОССЫ ОТ 11 НОЯБРЯ 1592 г.

19 октября в 3 часа пополудни здесь предали казни: Хуана де Луна, дона Диего де Хередиа, Франциско де Айербе, Дионисио Перес де Сан Хуан и Педро де Фуердес.

По старому обычаю их сначала возили по Сарагоссе на конях: дона Диего и дона Франциско, одетых в черную шерстяную траурную одежду и длинные плащи, их кони также были завешены черными покрывалами поверх седел.

Так же были одеты и Айербе и Дионисио Перес, но кони их были без покрывал. Дона Педро де Фуердес перед этим таскали на связке соломы. На рыночной площади соорудили деревянный помост с небольшим возвышением посередине, перед которым предаваемые казни должны были стоять на коленях. Весь помост был обтянут черным сукном. Дону Хуану де Луна отрубили голову ударом спереди, дону Диего  —  ударом сзади. Двум другим перерезали горло и бросили на помост, на котором они, корчась, агонизировали и умерли. Дона Педро де Фуердес удавили веревкой. Когда он был мертв, его четвертовали на помосте, и все четыре части тела затем вывесили на разных улицах Сарагоссы. Голову дона Хуана де Луна водрузили над королевским домом, голову дона Диего  —  над городскими воротами, голову Франциска де Айербе — у тюрьмы, так как он вывел оттуда силой Антонио Переса. Голову Педро де Фуердес поместили у городских ворот. [207]

На следующий день, 20-го, на упомянутой рыночной площади состоялся допрос, учиненный инквизицией. Он длился с 7 часов утра до 8 часов вечера. Перед инквизицией предстало 8 человек, которые были приговорены к смерти за участие в восстании. Их казнили 24-го. Во время допроса был выставлен портрет Антонио Переса и предан затем, наряду с другими, сожжению по обвинению Переса в ереси и безнравственности. Помимо этого, от 20 до 25 человек было удалено из города, наказано розгами и сослано на галеры.

(пер. А. Д. Эпштейна)
Текст воспроизведен по изданию:
Хрестоматия по истории средних веков. Т. 3. М. 1950

© текст - Эпштейн А. Д. 1950
© сетевая версия - Тhietmar. 2006
© OCR - Ingvar. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001