Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЗАВЕЩАНИЕ ИЗАБЕЛЛЫ I КАСТИЛЬСКОЙ (1451-1504) 1

Сказать о том,что правлении Изабеллы I, кастильской королевы с 1474 г. вместе с ее супругом Фердинандом Арагонским, оставило заметный след в истории Испания, значило бы не сказать почти ничего. Прекращение феодальных смут и гражданских войн, раздиравших страну в течение почти двух веков, в результате победы над антикоролевской коалицией феодалов, а затем серии важнейших политических, социально-экономических и судебно-административных реформ завершилось установлением режима «мира и успокоения» в королевствах, как с оправданной гордостью отмечает Изабелла в завещании.

«Приращение» Короны — отвоевание Гранадского эмирата, выход на Атлантику и в Новый Свет после завоевания Канарских островов, экспедиций Колумба и других первооткрывателей, династическая уния с Арагонской конфедерацией — завершало собой, образно говоря, длительный процесс самоидентификации Кастилии как доминирующего в территориально-демографическом, экономическом и военно-политическом плане компонента нарождавшейся Испании, обретавшей, если иметь в виду ту же унию и переход в недалеком будущем скипетров Кастильской и Арагонской корон к Габсбургам, более или менее отчетливые политические формы и плотно включенной в европейскую систему государств в качестве одного из определявших ее лицо элементов.

Разумеется, итоги внешней политики и, тем более, идеи и реминисценции завещания, отражающие внутреннее состояние королевства, внутреннюю политику Изабеллы, нуждаются в специальном детальном анализе. Здесь же отметим лишь явно сквозящее между строк завещания беспокойство Изабеллы по поводу стабильности общества и правительства после ее кончины. Эти опасения имели под собой основания. Режим, сложившийся при Католиках, покоился на компромиссах, на хорошо понятых последними и последовательно защищавшихся с помощью жестких репрессивных мер и институтов (Инквизиция, Эрмандада) общих интересах правящих классов, сословий и групп — духовенства, феодальной знати и феодализированной патрицианской верхушки городов; его природа, скорее, личностно-авторитарная, цезаристская, нежели абсолютистская, не исключала, как показали уже ближайшие годы, ни новых всплесков феодального сепаратизма, ни социальных потрясений.

Завещание и добавления к нему неоднократно издавались в Испании раздельно и вместе, преимущественно на основе более поздних копий, настоящий перевод сделан с прекрасного факсимильного издания оригинала, подготовленного испанским Главным Управлением архивов и библиотек в 1969 г. и включающего ряд других документов 2.

Язык оригинала — старокастильский. Стремясь максимально следовать, как и положено, духу и букве оригинала, мы отдавали себе отчет в определенных затруднениях для читателя в прочтении и восприятии документа, но эти претензии, если они возникнут, в основном не к нам; в порядке компенсации читатель получает доступ к уникальному во многих отношениях источнику и заодно представление о типичном для эпохи занудном юридическом «канцелярите» с его бесконечными повторами, тавтологиями, длиннейшими стилистическими периодами, не становящемся от этого менее информативным.


Комментарии

1. Публикация, предисловие, перевод и комментарии Н. П. Денисенко.

2. «Testamonto у Codicilo de la reina Isabel la Católios», «Capitulaciones del almirante don Cristóbal Colón», «Tratado dе Tordesillas», «Leyes de Toro» (Coleссión de Documentos Importantes de la Historia de Espana. Madrid, Barcelona, etc., 1969-1970).

Текст воспроизведен по изданию: Завещание Изабеллы I Кастильской (1451-1504) // Европа и Америка на перекрестке эпох. Иваново. ??. 1992

© текст - Денисенко Н. П. 1992
© сетевая версия - Strori. 2014
© OCR - Strori. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ??. 1992