Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 92

1646 г. не позднее марта 2. (Датируется по помете) – Челобитная торговых людей Новгорода и Пскова в Посольский приказ об обращении к шведскому правительству с просьбой отменить ограничения, препятствующие торговле русских людей в шведских владениях, и о восстановлении условий торговли, существовавших при короле Густаве-Адольфе.

/л. 108/ Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бьют челом твоей государевы отчины, Великого Новагорода и Пскова с пригороды, холопи и сироты твои, торговые людишка, которые волочатся для торгового промыслишку за рубеж Свицкие земли, в Стекольно и в ыные городы.

По мирному, государь, договору блаженные памяти отца твоего государева, государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, с свицким королем Густавом 1 велено нам давать в Свицкой земли во всех городех повольной торг со всякими людьми и товары продавать [128] врознь; и при короле Густаве по тому мирному договору нам была повольность в торговом деле во всем, и шкоты, государь, никоторые нам ни в чем не было. А ныне, государь, после королевы смерти у нас повольной торг весь отняли и насильства чинят многие, и вновь по многим местом учинили пошлины многие, а по рубеж[у], государь, свицкому емлют пошлину с непроданого товару большую грабежом, а не в тех городех, где мы торгуем, а пошлины, государь, они с наших товаров своих медных денег не берут, а велят платить ефимками любскими, а ефимков, государь, по рубежу взять негде; и в том нам чинят шкоту и продажу большую. А в твоей государеве державе по твоему государеву указу емлют с них пошлину, где оне товары свои продают, а не на рубеже и не иными деньгами, и во всякие строенья с нас берут неведомо /л. 109/ для чево не против прежнего указу. А хто, государь, не ведая их заповеди, продаст что невеликое врознь для харчю на полполтины или на полтину их людем товару, и оне, государь, берут за то животишка наши грабежом без числа и по ярманкам нас, сирот твоих, с товары не пущают и велят нам товаришка свои продавать неволею, месным делом, а не врознь, полатником, а не приезжим людем. А по твоему государеву указу в твоих государевых городех и на ярманках и в деревнях после мирного договору и доныне их людем насильства никакова не было и торг им дан во всем довольной, что им торговать вольно со всякими людьми.

Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, пожалуй нас, вели, государь, о том о всем приказать своим государевым послом, окольничему Григорью Гавриловичю Пушкину да казначею Богдану Миничю Дубровскому, чтоб оне о том свицкой королеве говорили, чтоб у нас повольнова торгу не отнимали и насильства б никакова не чинили. Царь государь, смилуйся, пожалуй. 2

На л. 108 об. помета: 154-го марта в 2 день. Государь пожаловал, велел о том написать в своем государевом наказе своим государевым великим послом, окольничему и наместнику алатарскому Григорью Гавриловичю Пушкину с товарыщи, и по вечному докончанью королеве и ее думным людем говорити, чтоб она велела государевым торговым людем дати торг повольной и пошлины велела имать прямые, как было при отце ее, Густаве Адольфе короле, а мимо прежнего обычея и вечнаго докончанья и мимо того, как было при отце ее, ничево делать и лишних пошлин имать не велела.

Ф. Сношения России со Швецией, 1646 г., № 2, лл. 108-109.


Комментарии

1. Столбовский договор.

2. Текст челобитной (кроме ее вводной и заключительной частей с обычной формулой обращения к царю) дословно излагается в наказе посольству Г. Г. Пушкина (там же, кн. 23, лл. 181-183) и в статейном списке посольства Пушкина, в записи посольской речи на заседании 18 июня 1646 г. (там же, кн. 23, лл. 680-681).