Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 308

1692 г. не позднее февраля 25. (Датируется по помете) – Челобитная крестьянина Кемского городка С. Дружинина в Посольский приказ о возмещении убытков, понесенных в результате чрезмерной пошлины, взятой с его товаров в Стокгольме. 1

/л. 22/ Великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом сирота ваш Двинского уезду, вотчины Соловецкого монастыря, что на Окияне море, Кемского городка крестьянин Стенька Ефремов сын Дружинин.

Промыслишка, государи, у меня, сироты вашего, поморские: ездим мы, сироты ваши, я, Стенька, с сынишком своим Федькою и с товарыщи своими, того ж Кемского городка с крестьяны и иных городов и уездов с торговыми людьми с каргапольцы и з заонежаны по вся годы с рыбою трескою и звериными оленьи кожи и с орехи и с салом говяжьим и с ыною всякою вялою рыбою от моря Олонецким уездом до Повенца и до Олонца, а с Олонца с теми своими товаренки по олонецким таможенным выписям и по воеводским отпуском, из съезжие избы по проезжим паметям чрез Новгородцкой уезд за свейской рубеж, в Стекольну и в Вольнуской и в Канцы и в ыные немецкие городы. И с тех наших товаренков Свейского королевства таможенные пошлины имали иноземцы с руских торговых людей и с нас, сирот ваших, по настоящему против прошлых годов по вся годы по 199 год, и обид от них, свеян, торговым руским людем и нам, сиротам вашим, никому никаких не бывало, также и на них нашего, сирот ваших, челобитья ни в чем не бывало ж. И в прошлом, государи, во 199 году июня в 7 день отпустил я, сирота ваш, с товаренки своими сынишка своего Федьку да кемлянина Никифора Лопинцова с Олонца за свейской рубеж, в Канцы, по воеводскому отпуску; и проезжая память на Олонце ис приказные избы за дьячьею приписью и таможенная выпись на те мои товаренки в платеже пошлин им, сынишку моему Федьке и товарыщу ево Никифору Лопинцову, даны. И по тому отпуску они за свейской рубеж, в Канцы, приехали и с тех своих товаренков таможенные пошлины платили все сполна, и выпись им на те товаренки дана против прежняго, как у них преж сего на руские товары выписи давали. И ис Канцов по той их выписи они, сынишко мой и товарыщ ево, приехали в Стекольну, и на те ж товаренки в Стекольне, не убоясь бога, наложили они, иноземцы, пошлину пятерную, и взяли у сынишка моего Федьки и у товарыща ево Никифора Лопинцова с тех наших товаренков по олонецкому отпуску, сколько тех товаренков с Олонца отпущено и сверх их ж иноземческой канецкой выписи с 3000 с 800 пуд трески, з 12 оленьих кож, с полосьмы чети орехов, з дву пуд с 15 фунтов сала говяжья, с 5 пуд щук вялых, з дву пуд с 13 фунтов язей, всего взяли в пошлину 4800 свейских ефим[ков], а в руское число деньгами 480 рублев. И тем они, иноземцы, в торговых промыслах руским торговым людем и нам, сиротам вашим, ныне учинили великие убытки и разорение, какова разорения от них искони не бывало, того сынишка моего Федьку и товарыща ево в Стекольне задержали и с того нашего товаренку взяли сверх королевской указной пошлины большую непомерную пошлину грабежем сильно для своей бездельной корысти. И от того мы, сироты ваши, сильного их грабежу з домишки и с промыслишки своими вконец разорились и оскудали и одолжали великими долгами. [511]

Милосердые великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте меня, сироту своего, велите, государи, в том нашем насильном грабежном непомерном платеже Свейского королевства допросить резидента, которой ныне на Москве, для чего у них так чинят и нас, сирот ваших, разоряют и с товаренков наших сильно грабежем такую непомерную пошлину сверх королевской указной пошлины и сверх канецкой платежной /л. 23/ выписи напрасно взяли. И о том велите, государи, ему, резиденту в Стекольну отписать, чтоб впредь с наших товаренков, с которых доведетца им взять впредь пошлины, нам, сиротам вашим, те взятые у нас лишние пошлины зачесть, а что сверх зачету останетца у них, и те остаточные деньги нам, сиротам вашим, им, иноземцам, отдать и чтоб им и впредь пошлины имать в казну королевского величества прямые, как у них изстари имали с руских торговых людей с новгородцов и иных городов и уездов с таких товаров, с трески рыбы, по 199 год, а не насильством. И по допросу того свейского резидента против сего моего, сироты вашего, челобитья велите, государи, свой, великих государей, милостивой и разсмотрительной указ учинить, чтоб нам, сиротам вашим, от того их насильства и в непомерных платежах пошлин впредь в конечном разорении не быть.

Великие государи, смилуйтеся.

На л. 22 об. помета: 7200-го февраля в 25 день. Выписать о торговых делех из договоров с королем свейским. 2

Ф. Сношения России со Швецией, 1692 г., № 2, лл. 22-23.


Комментарии

1. Документ дает ценное свидетельство о существовании русского торгового пути от побережья Белого моря через Онежское и Ладожское озера и Балтийское море в Стокгольм; путь этот был описан в 1701 г. Афанасием Холмогорским в его «Описании трех путей из России в Швецию» (опубликовано в книге В. Верюжского: Афанасий, архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды. СПб., 1908, стр. 656-665 – и в статье Л. А. Дмитриева: Новый список «Описания трех путей» Афанасия Холмогорского. Археографический ежегодник за 1958 г., М., 1960, стр. 335-349); см.: И. П. Шаскольский. «Описание трех путей» Афанасия Холмогорского. Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы, т. XIV, М.-Л., 1958, стр. 457-460.

2. Имеются выпись в доклад (то же дело, лл. 24-28) и помета на ней (то же дело, лл. 29-30). На основании пометы послана грамота королю Карлу XI (см. документ 310). Ответ короля – документ 313.