Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№№ 138-139

1662 г. марта 10 – марта 21. – Из дела о приезде в Москву шведского посла Бенгт Горна для переговоров с русским правительством.

№ 138

1662 г. марта 10. – Из записи переговоров шведского посла Бенгт Горна в Посольском приказе по вопросам русско-шведской торговли.

/л. 287 об./ 170-го марта в 10 день. Указал великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, быти у себя, /л. 288/ великого государя, на дворе в 4 ответе у бояр, у ближнего боярина и наместника казанского князя Алексея Никитича Трубецкого, у боярина и наместника суздальского у князя Юрья Алексеевича Долгоруково, у окольничего и оружейничего и наместника ржевского у Богдана Матвеевича Хитрово, у посольского думного дьяка у Лариона Лопухина, свейским послом Бенкт Горну с товарыщи. И того ж числа ввечеру свейские послы у бояр в ответе были...

/л. 292 об./ Да бояре ж и думные люди послом говорили: в мирном Кардиском договоре 2 в 11 статье написано, что великого государя /л. 293/ нашего, его царского величества, подданным торговым людем имети свои вольные торговые дворы велеможного государя их, его королевского величества, в городех: в королевственном городе Стекольне, в Риге, в Колывани, в Ругодиве; также и велеможного государя их, его королевского величества, подданным торговым людем имети свои вольные торговые дворы великого государя нашего, его царского величества, в царствующем граде Москве, в Великом Новегороде, во Пскове, в Переславле Залеском; и великий государь наш, его царское величество, велел своим царского величества бояром и думным людем им, королевского величества послом, говорить: /л. 293 об./ великого государя нашего, его царского величества, город Переславль малолюдной и уезды к нему небольшие, а торговых и промышленных людей мало, и королевского величества подданным торговым людем двора ставити не для чего и чтоб в Переславле Залеском двор торговых людей отставить, а велеможный б государь их, его королевское величество, вместо того в своей королевского величества стороне, в городе Ругодиве, двор торговых людей по тому ж велел отставить.

И послы говорили: как де у них царского величества с великими послы на съезде о дворех /л. 294/ договор учал быть, и дошло до того, что быть царского величества в стороне, в городе Переславле, их свейским торговым людем двору, и они, королевского величества великие послы, ведая то, что город Переславль – место безлюдное, царского величества великим и полномочным послом говорили, что вместо переславского двора быти двору в Ярославле; и царского величества великие послы в том им отказали, а договорились с ними, королевского величества великими послы, что быти тому двору в Переславле; и буде великий государь, его царское величество, вместо Переславского двора велит дати двор в Ярославле, и они того Переславского двора /л. 294 об./ уступят.

И бояре говорили, что Ярославль – город великой и переславскому двору он не замена, и чтоб им, царского величества бояром и думным людем, с ними, королевского величества великими послы, меж себя учинити по совету, царского величества в стороне, в городе Переславле [205] Залеском, двор отставить, а королевского величества с стороны двору не быть в Ругодиве.

И послы говорили: с обоих де сторон о тех дворех договоренось, что быти им так, как в Кардиском договоре 2 в 11 статье написано, и того постановленого /л. 295/ дела ныне переделывать не для чего, потому что они, королевского величества великие послы, того Кардиского договору на докончании при великом государе, при его царском величестве, его государскими высокими и святыми словами над святым еуангелием закреплено, сами видели, как то доброе дело совершилось; и ныне тому договору быти б крепку и постоянну.

И бояре говорили: то де они и сами, царского величества бояре и думные люди, того дела совершение великого государя нашего, его царского величества, закреплением видели, а ныне с ними межды собою поговорили о том по совету...

/л. 306/ И послы говорили, что де в вековечном мирном договоре 2 есть о дворех не доложено; дворы, которые им наперед сего в царского величества городех даны были, и те дворы строили королевского величества подданные торговые люди сами, а ныне те дворы попорчены, и чтоб их починить и учинить так, как было преж сего до войны. Да в мирном же договоре написано о торговых людех: как они поедут обоих великих государей в городы с проезжими и с своими товары и бес товаров, и как они, исторговався, похотят ехать назад в свою сторону, и им назад в свою землю ехать добровольно и в проезде никакова задержания им не чинить. И ныне де кто ездит с прямыми /л. 306 об./ проезжими, и их не пускают, и чтоб в том на обе стороны тем торговым людем была повольность.

И бояре говорили: которые дворы по Кардискому договору королевского величества подданным торговым людем отданы будут, а что в тех дворех после того, как они взяты у свейских людей, попорчено, и за то заплачено будет; а что буде на тех дворех царского величества подданные сверх прежнего вновь какова строения прибавили, и королевского величества подданным за то новое строение по тому ж учинить платеж. А что им, царского /л. 307/ величества бояром и думным людем, они, королевского величества великие послы, говорят, чтоб царского величества в городех королевского величества подданным на обе стороны задержания не было и проезд был вольной, и то все будет исполнено, как написано о том в Кардиском мирном договоре... 2

Ф. Сношения России со Швецией, кн. 60, лл. 287 об., 288, 292 об.-295, 306-807. Список.


Комментарии

1. Шведские послы Бенгт Горн и И. Гастфер с секретарем Л. Вальвиком приехали в феврале 1662 г. в Москву для вручения царю королевской подтвержденной грамоты на Кардисский договор и для принятия царской докончальной грамоты на этот договор. Послам было также поручено обсудить с русским правительством ряд вопросов, касающихся выполнения русской стороной некоторых конкретных пунктов договора, главным образом, по линии торговых отношений. Поскольку во время Валиесарских и Кардисских переговоров вопросы торговли почти не обсуждались, московские переговоры 1662 г. имели особенно важное значение для послевоенного урегулирования торговых отношений между обоими государствами. Переговоры проходили с 6 марта по 7 апреля 1662 г.; с русской стороны в переговорах участвовали князь А. И. Трубецкой, князь Ю. А. Долгорукий, Б. М. Хитрово, дьяк Л. Лопухин. Рассмотрение вопросов торговли было проведено на 4-м заседании русских уполномоченных и шведских послов 10 марта 1662 г. (документ 138) и путем обмена письмами (письма шведских послов от 4, 10 и 24 марта см.: там же, кн. 61, лл. 118-133 об., 134-152 об., 153-157 об.; ответы на них от 10, 21 марта и от 7 апреля см.: та же книга, л. 158 – 182 об., 183-210, 211-223). Поскольку спорные вопросы не носили принципиального характера и касались проведения в жизнь конкретных пунктов Кардисского договора, по окончании переговоров никакого официального соглашения заключено не было. В результате письменного обмена мнениями были просто намечены практические пути для разрешения выдвинутых шведской стороной спорных вопросов; русское правительство в своих ответах обещало дать распоряжения об устранении препятствий для торговли шведских подданных в России в соответствии с условиями Кардисского договора и требовало, чтобы аналогичные меры были приняты шведским правительством.

После окончания переговоров 1662 г. были посланы грамоты и памяти из Посольского приказа в другие приказы и воеводам порубежных городов с изложением результатов переговоров и с указанием, на каких условиях должна в дальнейшем вестись торговля с шведскими подданными; см. документы 140-142; ДАИ, т. IV, №№ 115, 117.

Из документов московских переговоров 1662 г. (там же, кн. 60) в сборнике публикуются запись обсуждения вопроса о гостиных дворах на съезде послов 10 марта и посвященная торговле часть письма русского правительства от 21 марта, в котором дословно излагаются все пункты письма шведских послов от 10 марта и дается ответ на каждый пункт этого письма. Остальные письма обеих сторон не содержат ничего существенно нового по сравнению с приводимыми документами и потому не публикуются.

О переговорах 1662 г. см.: J. E. Nordwall. Sverige och Ryssland efter freden i Kardis. Historisk tidskrift, 1890, ss. 244-252; 1891, ss. 93-121; Г. В. Форстен. Сношения Швеции с Россией во второй половине XVII в. ЖМНП, 1898. май. стр. 86-87.

2. См. документ 136.