Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ШВЕДСКИЙ ИСТОЧНИК ОБ ОСАДЕ НОТЕБУРГА ПЕТРОМ I

В Отделе рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР, в фонде Библиотеки Петра I, с первых десятилетий XVIII в. хранится шведский печатный источник, содержащий ценные сведения об осаде крепости Нотебург войсками Петра I в 1702 г. Над материалами академической библиотеки работали в XVIII-XX вв. многие (если не почти все) специалисты по Петровской эпохе, и в частности по Северной войне со Швецией, но этот источник до сих пор не побывал в руках отечественных исследователей. И хотя экземпляр этого печатного издания, скорее всего, должен иметься и в книгохранилищах Швеции, в шведской научной литературе XIX-XX вв. нам не удалось обнаружить следов знакомства с данным источником.

Осада и взятие мощной крепости Нотебург — первая крупная победа Петра I над шведами в Северной войне; победа эта была особенно важна: она произошла вскоре после тяжелого поражения, понесенного русскими войсками в 1700 г. под Нарвой. Поскольку Нотебург обеспечивал шведское господство над берегами Невы, взятие этой крепости имело решающее значение в борьбе за возвращение России берегов Невы и выхода к Балтийскому морю. Петр высоко ценил свою первую большую победу над шведами и затем ежегодно отмечал юбилей этого события, а если мог — приезжал на юбилейный день в крепость, (Кирпичников А. Н. Древний Орешек. Л., 1980, с. 115) переименованную им в Шлиссельбург — «город-ключ» к морским воротам: России.

Осада и взятие Нотебурга исследовались многими отечественными историками. (Устрялов Н. Г. История Петра Великого. Спб., 1863, т. IV, ч. I, с. 198-206; Азанчевский. История Преображенского полка. М., 1859, с. 43-45; Ласковский Ф. Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России. Спб., 1861, т. 2, с. 121-129; Масловский Д. Ф. Записки по истории военного искусства в России. Спб., 1891, т. 1, с. 87-90; Бобровский П. О. 1) Завоевание Ингрии Петром Великим. Спб., 1891, с. 18-20; 2) История Преображенского полка. Спб., 1904, т. 2, с. 38-43; Кирпичников А. И. Древний Орешек, с. 112-115, и др.) Однако в распоряжении историков были только [217] русские источники. Сведения об осаде Нотебурга, исходящие от шведской стороны, черпались из двух исторических сочинений участников Северной войны — пасторов Нордберга и Адлерфельда. (Nordberg J. Konung Karl den XII-tes historia. Stockholm, 1740, d. I, s. 312-313; Adlerfeld G. Histoire militaire de Charles XII. Amsterdam, 1740, s. 330-335) Однако оба они не были свидетелями события и писали о нем с чужих слов. Тем более важно обнаружение шведского источника, освещающего события, происходившие внутри осажденного Нотебурга. Из приводимого нами ниже текста явствует, что автор был участником событий и описывает то, что видел своими глазами.

Обнаруженный источник — печатная листовка на 5 ненумерованных страницах готического шрифта, изданная в королевской типографии. (Год издания не обозначен; вероятно, это конец 1702 или самое начало 1703 г.) В то время в Швеции правительство оповещало население (вероятно, в основном его верхушку) о происходящих событиях путем издания печатных листовок. В частности, целая серия листовок была посвящена такому радостному для шведского правительства событию, как крупная победа над русскими в 1700 г. под Нарвой. Большое собрание шведских листовок хранится в фонде Библиотеки Петра I в БАН СССР; листовки переплетены в конволют, в составе которого находится и рассматриваемый нами текст. В библиотеку Петра I листовки попали, вероятно, в период 1704-1713 гг., когда русскими войсками был занят ряд принадлежавших Швеции городов Прибалтики и Финляндии.

Рассматриваемая нами листовка посвящена описанию не победы, а понесенного в ходе военных действий поражения. О поражениях тоже приходилось сообщать населению, но правительство старалось подобные сообщения выдерживать в такой форме, которая позволила бы сохранить престиж шведского оружия. Такой характер носит и листовка, повествующая о падении Нотебурга. В ее тексте излагается ход реальных событий, но автор старается подчеркнуть мужественное поведение своих соотечественников и показать, что поражение было обусловлено объективными причинами — большим численным превосходством противника — и что капитуляция крепости была произведена на условиях, почетных для шведского гарнизона. Все это должно было смягчить неприятное впечатление, которое возникало у шведского читателя, узнающего из листовки о поражении шведской армии.

Листовки как официальные сообщения правительства выпускались без указания авторства. Но в данном случае автор может быть с большой долей вероятности установлен. В тексте ничего [218] не говорится о начале осады (о приходе русских войск к Нотебургу, проведении ими работ по устройству осадных батарей, начале бомбардировки крепости), и изложение начинается с того момента, когда в уже осажденную крепость прибыл вспомогательный отряд майора Лейона; видимо, о событиях начального этапа осады автор просто ничего не знал — в это время он еще не был в крепости. Далее, в тексте неоднократно отмечаются в положительном духе действия майора Лейона, особенно его роль на совещании офицеров гарнизона, решавшем вопрос о сдаче крепости; в этом месте особо подчеркивается героическое поведение майора, предложившего не сдаваться, а взорвать крепость и погибнуть под ее стенами. (Само по себе предложение взорвать крепость было в тот момент уже невыполнимо. Для подготовки взрыва требовалось время, и немалое, чтобы заложить пороховые заряды под стены и башни большой крепости, а времени этого уже не было: остатки гарнизона больше не могли держаться под натиском русских войск)

Весьма похоже, что автором был сам майор, который без излишней скромности старался превознести роль своей личности в описываемом событии.

В Государственном архиве Швеции в Стокгольме, по имеющимся сведениям, хранится письмо майора Лейона от 31 октября 1702 г., т. е. написанное через 19 дней после падения Нотебурга. (О письме сообщается в статье: Uddgren H. E. Nagot от Kail ХII:s stallning till kriget med Ryssland och foersvaret av Ostersjoprovinserna under firen 1702-1706. — Karolinska foerbundets aersbok, 1910, Lund, 1911, s. 99) Нам этот документ остался недоступным, но известно, (Там же) что там указываются те же цифры численности гарнизона, которые приводятся в листовке. Весьма вероятно, что письмо Лейона было положено в основу текста листовки (или даже составило собой почти весь текст).

В примечаниях к тексту нами указаны некоторые неточности, содержащиеся в листовке. В важнейшей части текста — в описании дня штурма крепости — автор не отметил одну важную подробность, имевшую решающее значение и позволившую гарнизону в течение 13 часов отбивать атаки штурмующих: русские пушки в предшествующие дни пробили широкие бреши в стенах и башнях, но эти бреши недостаточно глубоко врезались в стены по расстоянию от вершины стен до нижнего края пролома; в результате этого русские штурмовые лестницы оказались слишком коротки и штурмующие не имели возможности использовать бреши и ворваться внутрь крепости. Но все эти недостатки источника не снижают его ценности.

Листовку имел, очевидно, в своем распоряжении первый шведский историк Северной войны — уже упоминавшийся пастор Нордберг. В его «Истории Карла XII» текст об осаде Нотебурга (Nordberg /. Konung Karl den XII-tes historia, s. 312-313) [219] излагает только те сведения об осаде, которые имелись в листовке, и излагает их часто дословно. Через посредство Нордберга эти «ведения стали известны и одному русскому историку. (Ласковский Ф. Ф. Материалы..., с. 123-124) Но Нордберг выбрал из листовки только те факты, которые его интересовали. А текст листовки дает более полную картину событий — этим он ценен для русского читателя.

Очень важны содержащиеся в листовке точные сведения: о численности гарнизона Нотебурга к моменту прибытия отряда Лейона — 275 человек; (Русские авторы указывали приблизительные цифры: 450 человек (Устрялов Н. Г. История Петра Великого, с. 197); 300-400 человек (Масловский Д. Ф. Записки..., с. 87); 500-600 человек (Кирпичников А. Н. Древний Орешек, с. 113)) о значительном повреждении крепости огнем русской артиллерии, особенно — о ширине брешей (проломов), пробитых русскими ядрами в двух башнях и куртине. Особенно ценны сведения о штурме крепости русскими войсками 12 октября 1702 г.: (По русскому календарю это было 11 октября (шведский и русский календари расходились на 1 день)) об огненном ядре, учинившем в 1 час ночи большой пожар внутри крепости; о шведских отрядах, защищавших бреши в башнях; о времени и продолжительности трех русских атак (приступов) на крепость; о переломном моменте, наступившем в 3 часа дня после многочасового штурма, когда у осажденных истощился запас гранат и пуль и ружья стали приходить в негодность, а на шведских солдатах и офицерах стала загораться одежда и силы гарнизона истощились до крайности. Очень важно также описание происходившего в этот момент совещания командного состава крепости, когда офицеры потребовали от коменданта прекратить сопротивление и капитулировать. (Этим известием опровергается неоднократно встречающееся в нашей литературе утверждение, идущее от сообщения австрийского дипломата Плейера, будто коменданта Нотебурга Шлиппенбаха принудили капитулировать солдаты гарнизона, взбунтовавшиеся и угрожавшие его застрелить) Все эти сведения, зафиксированные свидетелем и участником событий, вполне достоверны и дают существенное дополнение к тем данным об осаде Нотебурга, которые нам известны из русских источников.

Хотя для автора русские — враги, в тексте ярко показана сила и мощь русской артиллерии и вообще русского натиска в день штурма, приведшего к падению неприступной шведской крепости.

Таким образом, обнаруженная в БАН листовка об осаде Нотебурга — ценный источник по истории Северной войны.

Приводим ниже перевод листовки (с сохранением пунктуации подлинника). [220]


ДОНЕСЕНИЕ

о главнейшем, что произошло во время осады Нотебурга русскими
до 12 октября 1702, когда крепость была сдана
по капитуляции

Стокгольм

Напечатано в Корол[евской] книгоп[ечатне]
у вдовы пок[ойного] Ванкийва

После того как Нотебург был уже осажден врагами с 28 сентября до 5 октября, по просьбе полковника-лейтенанта и коменданта Шлиппенбаха господином генерал-майором Кроньиортом был дан приказ майору Лейону отправиться туда с 50 гренадерами на помощь и поддержку осажденным; что он тотчас и попытался осуществить; но поскольку все позиции (Poster, подразумеваются все подступы к осажденной крепости, все берега Невы вблизи стоящего на острове Нотебурга) были захвачены и заняты врагом, пришлось ему с командой переплавляться (draga sig, букв.: тащиться) через Ладожское озеро в небольших судах (или «малых лодках» (sma batar)) между вражескими позициями к крепости, (букв.: под крепость (under Fastningen), т. е. под стены крепости, на берег острова к подножью стен крепости) куда он однако не смог попасть, поскольку ворота там были закрыты, 1 но должен был позволить поднимать себя и своих людей на башню на канате 2; придя внутрь крепости, он узнал (Букв.: нашел) что в гарнизоне лишь 225 [человек] здоровы, и остальные больны или ранены бомбами; в крепости тогда уже башни были совсем разбиты 3 и через толстые стены и узкие амбразуры невозможно было пользоваться некоторыми орудиями, потому что стены были разрушены (Букв.: пали) 4 из-за постоянной канонады из 32 пушек, («halfwa cartauer» — специальный артиллерийский термин, обозначающий один из типов орудий того времени, переведен просто словом «пушка») 11 двенадцатифунтовых [пушек] и 9 мортир 5, в результате были пробиты 3 бреши, именно в Церковной башне, Погребной башне и в Куртине между обеими башнями; враги продолжали таким образом канонаду, бомбы и камни 6 вбрасывались ночью и днем до 12 октября, когда все 3 бреши были подготовлены настолько, что 20 человек в ряд могли с удобством маршировать через них; 12 октября в 1 час ночи вметнули (Или: вбросили) в крепость огненный шар 7, посредством которого куча разрушенных домов была охвачена пожаром, (Букв.: очутились в пожаре, попали в пожар) который с величайшим трудом смогли погасить, после того как огонь уже достиг пороховой башни; вскоре враги начали штурмовать все 3 бреши, которые были заняты нашими; в Церковной башне был майор Лейон с 95 и в Погребной башне майор [221] Шарпентье с 75 человеками, но куртина удерживалась (Secunderades) обоими; остальные люди (Manskafet — гарнизон, люди) были назначены по другим местам, где враги уже стали приставлять штурмовые лестницы, и заняли (Букв.: «овладели амбразурами», но подразумеваются явно шведские солдаты, которые стали у амбразур на стенах и башнях) амбразуры, так что только 4 человека было в резерве. Первая атака (приступ) была с 1 часа до 6 час. утра, и враги на этот раз были мужественно отбиты непрерывным киданием гранат; но тем не менее тотчас после этого продолжили со свежими и более многочисленными силами (букв.: более сильными людьми) другую атаку равным образом на все 3 бреши до 10 час. дня, которая тогда же и таким же образом, как первая, была отражена. Третья атака совершена врагами с другими свежими и еще более многочисленными силами (sprunget можно перевести: пришли в негодность (букв.: побежали)) с наибольшим натиском до 3 час. после полудня, и была тогда также, но с наибольшим трудом отбита, так как под рукой больше не было гранат и вместо них пришлось пользоваться камнями; и поскольку враги не позволили себе этим удовлетвориться, но осаждали крепость со всей наличной силой, которая перевозилась на ладьях, и теперь уже не было под рукой многих гранат и также кремней, ружья также из-за продолжительной стрельбы разрывались, вместе с тем все пули (rannkulor — пули, дробь) были; израсходованы, (букв.: все вышли) так что во время происходившей атаки вынуждены были довольствоваться такими, которые быстро можно обтесать 8, и гарнизон был совсем ослаблен; из 95 человек на посту майора Лейона осталось лишь 25, остальные были мертвы, ранены и от загоревшихся мешков с порохом [они] бежали из башни, а позднее также встретились с самим майором и его офицерами; одежда на них сгорела до тела, и их выволокли из дверей башни. Тогда все офицеры сделали представление (букв.: представили) коменданту о невозможности далее обороняться от столь крупной силы, которая снова была готова напасть; комендант затем узнал и мнение об этом майора Лейона; но поскольку указанный майор счел сомнительным путем капитуляции передавать врагам столь значительную крепость, ему казалось лучше предоставить ей со всем, что находится внутри, взлететь на воздух; другие офицеры остались при своем мнении, полагая, что крепость при всем том не может вследствие сказанного быть сохранена [за] его Корол[евским] Вел[ичество]м, но будет благоразумнее вступить в приемлемое соглашение аккорд («аккорд» — соглашение о сдаче), чем подобное безрассудство; и были все за то, что первое [мнение] одобрено и принято (хотя майор Лейон остался твердо стоящим за свое решение), ввиду того что невозможность далее защищаться была столь велика и очевидна, вместе с тем, что [222] так много людей должны [были] там брать штурмом крепость, [которой] без сомнения оставалось жалким образом пасть, не говоря уже о том, что гарнизон был так слаб, что из 50 гренадеров, приведенных майором Лейоном, оставались здоровыми лишь 4, а остальные были убиты или ранены; поэтому стали бить шамад и было заключено соглашение; таким образом, гарнизон из 83 здоровых солдат и 156 раненых промаршировал через бреши, с 4 пушками. Врагов было, по их собственным словам, под Нотебургом 35 000, у Лоппис 6000 и у Василькова 12 000 человек, кроме того, 8000 казаков 9, которыми командовали сам царь, генер[ал] фельдмаршал Шереметов, (Шереметев) генерал Репнин, генерал Опраксин (Апраксин) и генер[ал] Шамбр; (Чамберс) по крепости было сделано 10 548 выстрелов из пушек и вметано туда 6554 бомбы 10.

Berattelse от det foernamsta som wijd Noteborgs belagring af Russen sig tildragit hafwer in tiden 12 October. 1702, da Fastningen medh accord ofwergick

(БАН, OPPK, инв. 266, П. 1, ин., аллигат 76).


Комментарии

1. Перед началом осады ворота крепости были плотно завалены (землей или камнями), для того чтобы противник не мог воспользоваться воротами для проникновения внутрь крепости.

2. Лейона и его гренадер, высадившихся на северном берегу Орехового острова у стен крепости Нотебург, от береговой кромки острова осажденные подняли на верхушку одной из башен при помощи канатов и, вероятно, блоков.

3. Неточно: были повреждены русским артиллерийским огнем только 2 башни (Церковная и Погребная) южной стены крепости, но повреждены лишь в своей верхней половине.

4. Тоже неточно: южная стена и ее 2 башни были повреждены огнем, но разрушены не были.

5. Указание на количество русских пушек и мортир, обстреливавших Нотебург, неточно; в русских источниках (разумеется, более подробно осведомленных о собственной артиллерии) даются другие цифры (см.: Журнал, или Поденная записка Петра Великого. Спб., 1770, ч. 1, с. 51).

6. Значит ли это, что русские стреляли по крепости каменными ядрами, как в средние века? Или это неточность автора?

7. Видимо, это была раскаленная докрасна бомба.

8. Видимо, подразумевается замена свинцовых пуль камешками, обтесанными так, чтобы они проходили в дуло ружья и могли использоваться вместо пуль.

9. В русских источниках нет точных указаний на размеры осаждавшего Нотебург войска; в литературе существует предположение, что осаждавшее войско насчитывало около 10 тыс. человек. Приводимыми здесь цифрами автор явно и, вероятно, намеренно преувеличивает размеры русского войска, чтобы оправдать понесенное шведами поражение.

10. Подразумевается стрельба из мортир бомбами, так называемый «навесной огонь», благодаря которому бомбы из мортир летели выше стен крепости и попадали внутрь стен. Приведенные в тексте цифры не совпадают с цифрами, указываемыми русскими источниками (Журнал, или Поденная записка Петра Великого, Спб., 1770, ч. 1, с. 58), где говорится, что по крепости было выпущено 8144 пушечных ядра и 2581 бомба из мортир, и это, видимо, более точно.

(пер. И. П. Шаскольского)
Текст воспроизведен по изданию: Шведский источник об осаде Нотебурга Петру I // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги. 1985, Л. Наука. 1987

© текст - Шаскольский И. П. 1987
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Станкевич К. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1987