СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ, ВЫБРАННЫХ ИЗ МЕСЯЦОСЛОВОВ НА РАЗНЫЕ ГОДЫ.

ЧАСТЬ I.

В САНКТПЕТЕРБУРГЕ, 1785 года,

Иждивением Императорской Академии Наук.

XIII.

Об Астрономии Гренландских жителей.

(Из Месяцослова на 1746 год.)

Между самыми новейшими известиями о Гренландии, которая по ныне толь незнаема была, находятся особливо изданные в печать Миссионарием Гансом Эгедом, которой 25 лет в оной земле жил, и пред несколькими годами на Дацком языке напечатаны, а по том 1745 году на Аглинской, и как слышно так же и на Голландской языки переведены. Из оного описания намерены мы здесь сообщить глупые и странные мнения Гренландцов о звездах и небесных явлениях, чтоб из того усмотреть слепоту и крайнее невежество сего бедного идолопоклонного народа; а напротив того узнать благополучие тех народов, которые исповедуя Христианской закон основательнейшее познание в естественной науке с оным соединяют. [156]

Перевод 20 главы вышепоказанного описания Гренландии гласит так:

Гренландские жители о начале небесных светил, яко солнца, луны и звезд, имеют весьма странные мнения, объявляя, яко бы то были их предки, которые для разных причин на небо взяты, и таковыми великолепными небесными телами сделаны.

В продолжениях Гренландских известий много о таких их чудесных историях упомянуто; но понеже оные известия может быть не у всех в руках находятся, то мы некоторые из оных здесь вкратце опишем.

Луна по их мнению прежде была молодцом именем Аннингаит или Аннингазина; а Солнце была его сестра называемая Малина или Ают; чего ради они пригожую женщину, для показания к ней своего почтения, называют Аюною. А для чего помянутой брат с сестрою на небо взяты, тому объявляют следующую причину.

Некогда собралось число молодых людей мужеского и женского полу в сделанном [157] из снегу доме (что у них зимою обыкновенно бывает) для забавы, то Луна или Аннингаит в свою сестру, которая в той же компании была, весьма влюбился, по вся ночи гасил свечу, дабы тем сыскать случай, не давши о себе знать, с сестрою иметь любовное обхождение. Но понеже такие скрытные знаки любви ей были противны, то она зачернила свои руки с таким намерением, чтоб руки, лицо и платье замарать у своего незнаемого любителя, которой в потемках любовь свою к ней оказывает, и по тому бы узнать, кто он таков (от сего то, сказывают они, произошли пятна видимые нами на луне, ибо на нем тогда было платье из самой белой оленьей кожи, которое она почти все зачернила); по том оная Малина или Солнце вышла вон, чтоб зажечь моху. Аннингаит или Луна хотел то же сделать, токмо пламя от его моху погасло, и для того Луна кажется на подобие горящего угля, и не так блистает, как Солнце. После сего говорят они, яко бы Луна за Солнцем вкруг двора гонялася, чтоб ее настичь. А [158] Солнце для убежания от Луны поднялось на воздухе, а Луна туда же, так что сия за оным и по ныне гоняется, не рассуждая того, что Солнечной круг гораздо выше Лунного пути находится.

(Они баснословят, яко бы Луна в западных странах света дом свой имеет, куда для посещения часто приходят их Ангекуты или волхвы. А Солнцев дом находится в восточной стране света, куда их Ангекуты за нестерпимым жаром приходить не могут; но далеко не доходя до него останавливаться принуждены бывают; о чем Солнце весьма соболезнует, что ему о происходящих на земли приключениях не от кого уведомиться.)

Еще же сказывают, что Луна и по ныне ищет себе пищи на земле и на море, и тюленей, которыми она и прежде питалась, ловит. А сие случается тогда, когда Луны на небе не видно бывает. При том же они не стыдятся говорить, будто Луна иногда сходит на землю, их жен посещает, и с ними любится. Чего ради никакая женщина на спину спать не ложится, чтоб прежде не наплевавши в руки не тереть своего тела.

Для той же причины молодые девки на Луну долго смотреть не смеют, по тому [159] что боятся, дабы им от того не очреватеть.

Во время Солнечного затмения мущины из своих избе не выходят, а женщины в случае Лунного затмения то же делают, по тому что они себе представляют, будто Луна женской, а Солнце мужеской пол ненавидят. И сказывают, что солнце серьги в уши тогда вдевает, когда кто умрет из мужеского полу; а сию ненависть имеет она ко всем мущинам по злобе к своему брату.

Сие баснословное известие произошло от обычая Гренландских женщин, которые серьги себе вздевают в то время, когда рождают мальчиков, для показания радости, что такая полезная тварь на свет произошла.

О звездах имеют они такое понятие, яко бы некоторые из них были люди, а другие звери и рыбы разного звания. Что же иные имеют слабой свете, то происходит от пищи, по тому что они едят почки, а другие, которые светло сияют, питаются печенкою. Також разным звездам дают они разное звание, [160] а именно 3 звезды в Орионовом поясе называют они тремя сыновьями по прозванию Сиктук, то есть отделенных. Ибо они по их мнению прежде преселения, или паче пременения в звезды были добродетельные люди, которые отправившися в море за промыслом тюленей оттуда назад возвратиться не могли, но преселены на небо.

Большой медведь у живущих под 64 градусом северной широты называется Тугдо, то есть, Олень; а на против того те, которые под 66 градусом живут, называют Ассетлиут по званию того дерева, к которому они прикрепляют свое орудие, когда морских тюленей стреляют.

Тельца, которым именем называется второй знак Эклиптики, имянуют они Келлуктуссет, то есть, песьею конурою, где кажется им, что между собаками медведь находится. Сие созвездие служит им ко исчислению нощных часов.

Иверсук по их сказкам есть два человека, которые по переменам поют, и один другого (как у Гренландцов [161] часто случается) на смех подымает. Сии обе звезды находятся також в вышепомянутом созвездии Тельца.

Алдебаран или Неннероак, то есть, свет, которой двум певчим светит.

Пес большой называется у них Неллероглек, что у них имя мужеское, и сказывают, что платье на нем из оленьей кожи.

Близнецы, возница, и светлая звезда в вознице имянуемая Капелла, называется у них Киллаупкутук, то есть, грудь неба.

Когда 2 звезды в соединении между собою быть кажутся, то они говорят, что одна к другой в гости приходит; а другие объявляют, что то две ревнивые женщины, которые между собою за волосы тянутся.

Что касается до грому и молнии, то по их сказкам на воздухе живут в одном доме две старухи, которые иногда ссорятся между собою о толстой и распяленой тюленевой коже, (которая будучи туго натянута, и чем нибудь ударяема, как барабан производит стук или дробь [162] на подобие грому): а между тем оные старухи схватившись за волосы дерутся, то их дом с великим стуком и треском в низ упадает, подсвешники разламываются, и так огонь и разбившиеся части по воздуху кругом носятся. Сия то по их философии есть причина молнии и грому.

По их астрономической систем обращается небо около вершины превеликой каменной горы. Снег по их разумению есть кровь умерших, по тому что, как он бывает положен в рот, краснеет. Дождь происходит, когда небесной пруд разливается, и вода каплями стекает.

Они ни календарей, ни летописцев не имеют, и время числят не по годам и не по неделям, но помесячно, и начинают считать месяц с того числа, когда Солнце зимою на их горизонте покажется; а в отправлении своих дел поступают они смотря по рыбам разного звания, тюленям и птицам, которые когда к их земле приходят.

Но как ни глупы оные мнения Гренландцов, однакож безумие Египетского [163] Царя Птоломея еще больше, которой глупому ласкательству своих Астрономов поверя, думал, яко бы его Царицы с головы волосы на небо взяты, и между звездами положены, которое созвездие и по ныне под именем coma Berenices, то есть, волосов Вереникиных известно. Не меньше того и то странно, что приежжающие из Китая и восточной Индии нам объявляют, где некоторые держатся такого мнения, что Солнечные затмения происходят не от чего иного, как что какой нибудь демон или дух Солнце проглатывает, а по том оное опять из себя извергает.

Текст воспроизведен по изданию: Собрание сочинений, выбранных из месяцесловов на разные годы. Часть 1. СПб. 1785

© текст - ??. 1785
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001