Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

94

1746 г. февраля 9. — Письмо Василия Петровича канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину со сведениями о политическом положении Черногории и с просьбой издать «Историю о Черной Горы» 1

Высокосиятелней грофскому сиятелству господину грофу Алексеа Петровичи Бестужови-Ромину, ея пресвятлейшаго и. в. самодержицы Всероссийской империи первенствующему министру и великому канцлару Всероссийской империи, склонный и милостивейший мой государю!

Ваше высокосиятелство, молю, умиленнейший ваш слуга, принята усердно сие наше доношение, понеже усерднейша наша любовь и пониженство к высокосиятелству вашему нас, дерзновенных, творит. Паки же и понуждаем есм с повелением государей наших — гувернатора, кнезов и воевод вашей высокосиятелней милости обявити, аки первенствующему министру и тайному советнику пресветлейшаго ея и. в., как усерднейши и единовернии обладатели и военачалницы и вси народи Черныа Горы единодушно горят, по благочестии и ея и. в. милости изъявляют их веру и ревность. Когда творили отмену императору Петру Великому, аще и пострадали послежде. Обаче ныне паки святые церкве и монастири и. в. милостию обновлени суть церковними книгами и святыми со суд ми и священными одеждами украшени пожалованием первее императора Петра Великаго к нашему преосвященному митрополиту Даниилу Счепчевичю, паки же ныне от ея милости государини нашеа императрицы Елисавети Петровне к преосвященному нашему митрополиту Саввы. Народ же Черные Горы крепится паче нежели первее: не обладаем ни мало турским насилием, с венециани же в мире нине жительствуют. Аще и гордостию померзают к черногорцем: первее, что турска сила толь крати воевала и никако их не пособила себе ж в подданство, второе, что сами венети [132] немощни обладати над Черною Горою; третие, что яко снлно узнесени суть вой черногорстии к службе единоверной государини нашей всемилостивейшей императрицы Елисавети Петровнеи; четверто, их против нас есть великое негодование, что склонна есть всероссийская императорская милость к национу нашему.

Понеже в странах сих и прежде воеваниа турецкаго святыя церквы оскудне бяху от святых книг, еще в Черной Горы непременно благочестие сияло есть, обаче во околних странах — Захолмени, и Зетии, и Брда и прочой Скендерии бывшаго умалениа святых книг, свещенницы и прочий народы христианстии неведением, аки мглою покрити бяху. Ныне же щедростию императорскою и нашим архиереом всеми благими потребами, а наипаче святыми книгами неведение разума, аки мгла, разгонится, и свет чистаго разума и благочестиа сияет. Народ же сей храбор весми и остроумен есть. Того ради болезнуют венециани, аще би в Черной Горы произошла школа философии, филологии и ретории, то вси римска церкве сынове приступили би к православию. (Таковаго же суть разума черногорцы, яко ни мало учении может препрети великаго и философа римскаго). Их же, реченных римскиа церкве сынов, множество есть в державе граде Скадра или в Албанополя. К ним же папа присилает учители их изрядние, такожде и в Которград, и в проча места окрестна учители их обретаются. От, даби господь пособил страну сию всероссийскому и. в. Я же, яко камень многоценный между простим камением, подобие и народ Черные Горы между поганими православием сияет и храбростию обраняется. С ими же единим болезнует, что не имеют денгов. Им же би обновили и в митрополии на Цетине церковь Рождества пресвятые богородицы. Я же никакого не возможет обновитися кроме императорскаго пожалованиа милости.

О всем же составлена есть историа вкратце и чрез нас послата к бывшему нам милостивейшему государю Алексию Вешникову. Его же преставление от временних на вечная разумехом, жалостию обложени быхом.

Ныне же дерзаю к вашему высокосиятелству превручити нашего сродника Стефана Иоанновича пресветлейшему и. в. милости. Иже отобран есть от всего общества черногорскаго за служити у двору императорскому, возимети всегда незабвенно народ Черныа Горы от и.в. милости. Такожде молю ваше высокосиятелство вашего государства повелением издати на щампи две «Историе о Черной Горы», составлене вократце. Я же присилаю высокосиятелству чрез нашего резидента в Константинополи и моего господаря Алексиа Михайловича Обрешкова и господина Николаа Иоанновича Вешникова. В коих же историах уразумети вашей милости мощно есть о сем народу и святых церквах, братие ваше православных христиан, а наипаче о сей святой митрополии, и колико от турков, и колико от латин имели есмы обид и напастей и еще благодатию христовою и милостию всероссийскаго и. в. Черная Гора ни от турков, ни от латин стоит не обладаема. Ныне же вся их есть и наша надежда по бозе к пресветлейшему всероссийскому и. в. милости. Вашему же высокосиятелнейшему господарству нижайший поклон сотворяет наш господин черногорский гувернатор и сердарь с 5 воеводами, от общества всего черногорскаго к нам пришедшии, иже свое белеги изобразуюти на сем листе. С ними же и аз, желающи вашего здравиа, долгоденствие и благополучна, умилно поклоняющися вашей высокосиятелной милости.

Повергающися под руки вашя вашего высокосиятелнейшаго грофского сиятелства всепокорнейший и всенижайший служитель и усерднейший богомолец, ексарх и наместник престола Цетинские митрополии

Василие Петрович [133]

Ис Черныа Горы, из кафедры митрополитские цетинские февруара 9-го дня 1746 года.

Губернатор черногорский

Помета на л. 4 об.: Получено в 3-й день июля 1746 с констянтинопольским куриером от Неплюева.

АВПР, ф. Сношения России с Сербией, 1746, г., д. 1, л. 1-4. Подлинник. Семь оттисков печатей: черногорского сердаря Саво Ивановича, воеводы Катунской нахии Нико Стиепова, воеводы Риечкой нахии Андрея Джурашковича, воеводы Плешевенской нахии Джуры Вуковича, воеводы Цермницкой нахии Джуры Джукова, воеводы Лешанской нахии Бошко Степанова, черногорского губернатора Вукодина Вукотича. Опубл.: Драгович М. Материиал за историиу Црне Горе..., с. 8-9.


Комментарии

1. «История о Черной Горы» Василия Петровича была издана в России в 1754 г. при содействии А. П. Бестужева-Рюмина. В этой работе содержалось краткое географическое описание Черногории, сообщались сведения по ее истории. Большое внимание уделялось борьбе черногорцев против Турции. Издавая книгу, Василий преследовал прежде всего политические цели. Рассчитывая привлечь к Черногории внимание русского правительства и общественности, он преувеличивал роль и значение Черногории в антитурецкой борьбе (История о Черной Горы: Факсимиле. Београд, 1951). На титульном листе книги место издания не обозначено. Исследователи называют иногда Москву, иногда Санкт-Петербург (см.: Михаилович Г. Српска библиографииа XVIII века. Београд, 1964, с. 42-43).