Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

91

1745 г. июня 15. - Письмо Василия Петровича и черногорских старейшин А. А. Вешнякову со сведениями о политическом положении Черногории

Ея и. в. тайному саветнику и публикому министру его милости високосиателнейшему и благороднейшему Алексию Вешникову, государу моему милостивейшему.

Са нижайшим поклонением прошу ваше милости. Се года два мимо шадше ничто же не об[ъ]явил о здешних вашему високосиятелству. Ныне же помалу начинаю прьвое. Как приде ваше писмо по нашему куриеру Давиду, ми об[ъ]явихом нашим благороднейшим, и они, послушавше савета вашего, прьвое: с латинима мир сатворише; бившу к нама от Сената послату капетану от колфа (Залив (итал.). Здесь — гавань, порт) Болду и страордепарию (Чрезвычайный посланник) Альбрици и провидур-ч(ч)енералу о[т] Делмацие и Боке Кверину 1.

И по утверждению мира сам трудил се есам ва Венеции и даже получил есам васе наше прошение. Едино такмо иес не получио, что господин преосвещенейши подкрепляет руку врагу нашему и супостату Николи Болици 2, и о сем негодуют наши вси велможие и не хотет са господином преосвещенейшим пристати. Ныне же и от турак о[т]дахнувше, но обаче многе церкве ва запустение и митрополитские многи метохи: Синяц, Горичан, Ком, Вранина, Чрьная же Гора иес особлива. От истока и севера и юга градови турски: Требиние, Оногоще, Клобук, Спуж, Подгорица, Жабляк, Скадар, О[л]цин, Бар. От запада: Котор и земля принципова. Ово су ю наци храбри и христиани православии, и помежду их нест никоего еретика или поганина. Но яко же много ценни камен между простим каменем, тако и си православии христиани между турки и латини. Имеют манастирей 20, ва них же 4 архимандрита, 2 прочих игумени, мирских церквей тисуща. Но свещеником мало мирских, такмо 200. А 20 монастирей ва запустение о[т] турак и латин. О[т] дошастви из Русие господина преосвященейшаго митрополита Савви Ивановичя сабраше ся васи вакупе велможи видети ея и. в. пожалование, еже би усрь[д]нее, когда яко же и прежде, крьв свою проли[в]ати о православи и о Гусиском государстве. О васем ныне благодарет единокупно и чрез много, яко вернейшим их, ваше високосиятелство молет, еже им исходатайствовати от и. в. едною грама тою чрез вашего високосиателства Чрьной Гори, что и колико милости пожалованиа слато Чрьной Гори и манастиру, понеже имеют обещание ва граматах царских от Петра Великаго удоволиение и награждение и земли и монастиру послати, когда господ бог благополучие дарует и мир са шведом будет.

Благодетию ж божиею чаяние наше бис христианское царство прославлено, и. величаство преузвишено и предпочатено над многими царстви и госпо[д]стви. Наши же велможи нас аки своего виернейшаго худост [129] мою нудет сия вашему достоинопочатеному государству васпоменути, да би им о васем об[ъ]явлено било чрез вашего писма чрьногорцем, особливо чрез нас да им будет приказато, паки и унапред не оставити нас ва забвение.

Еще же принуждают и самех нас прити до вашего високосиятелства о многих наших неких дел. Ми же са сим писмом к вашой милости присилаю к вам еднаго от сродник моих именом Стефана Чрьноевича Иоанноевича и покорно молю високосиятелство твое, да имаши его при себе и ва Русию са собою да его прикажеши и. в. Ино что не домишляю се послати ва дар, понеже ми убоги, что имами даровати богатому нес потреба капла воде ва море. От всех земал слуг са собою имеет господство ти, от Чрьние Горы доселе никого. Ныне его ва дар от нас, да будет при вашой милости. Что же ино повелите, са истиною обещаю се ваше повелиение имат бити испуниено.

Зде же при нас бивши велможие чрьногрски, егда сие писмо начертахом, они кланяят се твоему високосиателству, и заседожбу истини с именом их печат печатише сие писмо.

Са сим остаю покорнейши слуга и усрдьнейши богомоляц, ексарх и намиестник престола Цетинские митрополии Василие Петрович

Ис Чрние Горы, ис катедри митрополитские цетинские, месеца иуня 15-го 1745.

Под текстом адрес: Ея и.в. тайному саветнику и публикому министру его милости високосиателному и благороднейшему Алексию Вешникову.

АВПР, ф. Сношения России с Сербией, 1746 г., д. 2, л. 5-6. Автограф. Девять оттисков печатей: черногорского сердаря Саво Ивановича, воеводы Катунской нахии Нико Стиепова, воеводы Цермницкой нахии Джуры Джукова, воеводы Плешевенской нахии Джуры Вуковича, воеводы Риечкой нахии Андрея Джурашковича, воеводы Лешанской нахии Бошко Степанова, черногорского губернатора Вукодина Вукотича

(Надписи на двух печатях не разобраны).


Комментарии

1. После Пожаревацкого мира 1718 г., по которому Венеция получила часть земель в Приморье, ее отношения с Черногорией обострились. В ответ на нападения черногорцев на приморские владения венецианские власти стали чинить препятствия черногорцам в торговле с Приморьем. Они взимали с черногорцев плату за проезд и закрывали доступ на городские рынки, а также прекратили выплату жалованья старейшинам, на которых была возложена обязанность вместе со своими отрядами охранять венецианские границы. Отрицательно отнеслись они к сближению Черногории с Россией. Особой напряженности отношения с Венецией достигли в начале 40-х годов XVIII в., когда генеральным провидуром Котора стал Марко Кверин, а комендантом порта — Никола Болица. После отъезда митрополита Саввы Петровича в Россию произошло несколько конфликтов. В апреле 1744 г. Василий Петрович прибыл в Венецию и лично обратился в Сенат с жалобой на действия провидура Котора. Он требовал отзыва Н. Болицы, ликвидации ограничений в торговле с Котором и возобновления платы черногорским старшинам. Однако Сенат согласился лишь частично удовлетворить эти требования (Ровинский П. Записка Венецианскому сенату о заслугах черногорцев перед Венецианской республикой и неправдах, чинившихся пограничным комиссаром в Которе Николином Болицей (1744 г.). СПб., 1882, с. 14-17; Историиа Црне Горе, кн. 3, с. 304-305).

2. Поездка Василия Петровича в Венецию вызвала неудовольствие Саввы Петровича и обострила между ними отношения. По возвращении из России Савва, придерживавшийся провенецианской политики, поспешил установить мирные отношения с Венецией. Он предложил венецианским властям послать на службу в их владения батальон черногорцев. В середине сентября 1745 г. состоялась встреча Саввы с генеральным провидуром Котора, во время которой разногласия были улажены (Историка Црне Горе, кн. 3, с. 308).