Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

305

1804 г. октября 14. — Обращение бачского епископа Й. Йовановича 1 к Александру I с планом создания сербского государства под покровительством России и об отправке в Петербург сербского депутата С. Юговича 2

Благословен господ бог, отец наших, промышляй нам спасения нашего и всегда благодетелствуя и о роде нашем, возведе в пречистия святыя троицу единосущную и неразделимою, трисущную и пребожественную. Ее же ум человеческий постигнут не может, токмо верою, единою право исповедающе спасемся. [400]

Во Христа бога распетаго благоверный, благо благочестивый православный восточный церкве избранный епископ сербский епархии Бачкия и Сегединския и Егарскии.

Уполномоченный от все сербския, болгарския и валахийския нации, состоящий от Чернаго моря до Адриатическаго в 20 милионах душ народа, под турецким игом стенящия, и прочих, а ныне вси единодушно в глубочайшей тайности поручили мне отправить в Россию сего нашего сербского князя Софрония Юговича поясаным депутатом и просвещеннаго попечителя всея сербския нации ко двору в. и. в., всепресветлешаго государя императора Александра Павловича всероссийскаго царства и высочайшего престола. По завещанию еще Петра Великаго 3 в граматах, дах еще в году 1711 марта 3-го дня в Москве, а в С.-Петербурге 1715 года июля 9-го дня, отправления к нам, сербам, завещивал и обещавал, что воздвигнет, возобновит паки наше сербское царство. Но обстоятельства не позволили ему исполнить желания. Нас еще и поныне разоряют и мучат со всех странах разними муками, напастями, гонениями и богомерзскими убийствами, намеряюще изстребыт стадо христианское до конца. За то мы отправили помянутаго нашего князя Юговича депутатом, дабы он писмено от имены всея нации нашея сербския подавал прозбы высочайшему престолу вашему об нашых всегдашных нещастиях и страданиях и наших желаниях открит и плани бы зделал касателно до избавления нашего из-под лютаго варварскаго тиранскаго ига турецкаго. Ему поверит, он ест превеликой ревнитель и попечитель своея сербския христианския нации, с российскою единения веры и языка и наипросвещениейший и премудрейший изо всех сербов, знающий многие языки и министерствия.

Сербская нация горко плачет, плачет, плачет, горко рыдает и слезы проливает. И приносит слезныя прошения с коленоприклонением к высочайшему престолу в. и. в. о избавлении ея по плану легчайшему помянутаго нашего князя Юговича. Дайте нам на полмиллиона душ нашего народа оружиа и пороху и сербов наших в России. Мы вместе с вашими войсками изрубим и побием наголову всех наших тыранов. Сербская целая нация од своея добрия воли и усердия к высокославному в. и. в. вечное поданство и покровителство подходит. А ежели б не противно было на первой случай политики ради, нация сербская возлюбив геройство любезнейшаго брата в. и. в. великаго князя Константина Павловича, подносит ему царской лавровой венец и корону силнаго царя Стефана Сербскаго Неманича Душана, его престол и его царство и скиптр, но чтоб Сербии завсегда были одно тело с Россиею, так как одной веры и языка, и город и резиденцию царя Стефана Неманича Призрин и Скопл и чтоб именовался и на граматах подписывался: цар сербский Константин Неманя.

Во имя великаго бога Саваота и распетаго господа нашего Исуса Христа и святаго духа и животворящаго креста ступайте к нам в Сербию будущею весною Дунаем из Черного моря вверх по Дунаю до Силистрии, Видина и Смедерева. А потом сухим путем до Скопля и Призрина. От Корфуса Адриатическаго моря ежели б российские войска пошли и соединилися с нами у Скопля города и Призрина, вси Сербии, Болгарии и Валихии скочат на ноги геранския и возмут свои оружия противу своих тыранов турков. А Цариград пусть останется политики рады до времена. В. и. в. препоручаю всеблагому творцу богу о щастливом нашем успехе и желаниях в моих слезных молитвах. А нашего же сербской нации попечителя и посланного депутата князя Софрония Юговича слезно прошу и всенижайше рекомедую в высочайшую в. и. в. милости в покровителство и защиту противу его врагов, дабы он мог сербскую нацию привест под премногомылостивое в. и. в. покровителство, престол, скиптр и царство, подобно Грузии. [401]

Во имя сербския нации соутверждаю сие наше писание с приложением печати моею в сей моей епископской резиденции в городе Новом Саде 1804 года месеца октоврия 14-го дня.

В. и. в., всемилостивейшаго государя, искренный, нижайший и усердный богомолец епископ бачкий, сегединский и егарский 4

Иоанн Иоаннович

АВПР, ф. ГА 1-8, 1804-1806 гг. д. 2, п. 4, л. 9-10 об. Подлинник.


Комментарии

1. Епископ Йован Йованович (Бачка, 1786-1805 гг.) в Нови Саде (Воеводине). Сторонник освобождения всех балканских народов и образования южнославянского государства при поддержке России. Во время Первого сербского восстания оказывал помощь повстанцам оружием и деньгами.

В отличие от Стефана Стратимировича (см. док. 306) Йованович выступал за радикальное решение национального вопроса на Балканах путем вооруженной борьбы всех балканских народов против османского гнета. При этом он надеялся, что Россия не только окажет помощь оружием, но и пришлет в поддержку восставших войска. См. о его деятельности: Достян И. С. Планы основания славяно-сербского государства с помощью России в начале XIX в. — В кн.: Славяне и Россия. М., 1972, с. 98-100; Руварац Д. Митрополит Стефан Стратимирович и Иован Иованович бачки владика — први весници српске слободе. — Архив за историиу српске православие карловачке митрополите. Ср. Карловци, 1914, т. 4, св. 1, с. 90-91.

2. Публикуемая записка была доставлена Юговичем (см. док. 268), который прибыл в Россию, чтобы ходатайствовать о награждении и устройстве на службу племянника. Вместе с тем он попытался выступить перед царским правительством с реализацией политических планов, на что получил полномочия от епископа Йована Йовановича.

3. Имеется в виду грамота Петра I (см. док. 13).

4. Вместе с прошением Александру I Йовановичем были направлены письма митрополиту Петербургскому и Новгородскому Амвросию, министру внутренних дел гр. В. П. Кочубею и министру юстиции кн. П. И. Лопухину от 14/20 октября из Нови Сада (АВПР, ф. ГА 1-8, 1804 г., д. 2, п. 4, л. 6-23). О позиции, занятой русским правительством в связи с обращением епископа Йована Йовановича, см. доклад А. А. Чарторыйского Александру I, не позднее 27 января 1805 г. — в кн.: Первое сербское восстание 1804-1813 гг. и Россия, кн. 1, с. 84-85).