Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

301

1800 г. октябрь, — Прошение Н. Черноевича-Давидовича Павлу I с проектом мер по укреплению политического и военного положения Черногории

Всеавгустейший монарх!

Будучи избранным в моем отечестве от всего общества для принесения в. и. в. за всевысочайшия милости, которыми мы под покровительством великодержавнейшаго скипетра вашего пользуемся, и для испрошения еще нужнаго ко всеобщей нашего отечества пользе, сопряженной и с российскою, преданнейше прошу, дабы всемилостивейше благоволено было:

1. Повелеть изыскать средство для присоединения Бокесской провинции к Черной Горе, ибо народ, в оной обитающий, австрийцами не завоеван, а против всех прав Французскою республикою им отдан. Да и сам бокесской народ, будучи очень недоволен их правлением, того желает, чрез которое соединение и открытие публичнаго правления нашему черногорскому народу оказано будет вящшее покровительство, а для России великая польза, ибо мы тогда приобретем приморския гавани, в которых российский флот не только во всяком случае может иметь совершенное пристанище, но еще может снабжаться как провиантом, так и людьми, могущими быть употребляемыми для десанта и знающими искуство мореплавания, что можно видеть и из прошедшей войны с Оттоманскою Портою, в продолжение которой знатная часть людей на российском флоте была из славян бокесских. И таковое наше положение прекратит все намерении австрийскаго двора, касающияся до разных турецких владений, ибо австрийцы все средствы употребляют на присоединение к себе Албании, к чему и албанский паша, будучи недоволен своим султаном и обольщен от [394] австрийскаго двора великими обещаниями, охотно приступает. Но в разсуждении положения нашей Черной Горы делать им сего неудобно, о каковом их намерении узнали мы чрез посредство бывшаго при конференциях между албанскаго паши и австрийскаго находящагося в Бокесской провинции коменданта из христиан, дрогомана их.

2. Естьли невозможно присоединить Бокесскую провинцию, то, по крайней мере, заставить австрийцов, чтоб нам была возвращена завладенная неправильно Венецианскою республикою часть оной, как в поднесенном мною плане показано, где также находится одна гавань, называемая Траште, которая для того венецианцами отнята, дабы мы посредством оной не могли принимать россиян, к нам приезжающих.

3. Позволить нам в Черной Горе иметь флаг российской в знак того высочайшаго покровительства, которое в. и. в. нашей нации даровать соизволили.

4. Народы, которые пожелают к нам присоединиться, позволить нам принимать и пользоваться им равным с нами покровительством России.

5. Коммерция наша, отправляемая в чужих краях морем и сухим путем, была б под защитою России и пользовалась бы правами наравне с природными россиянами.

6. Как не безизвестна в. и. в. привязанность вообще всего славянскаго народа к высочайшему двору вашему по единоверию и единоязычию, которыя к избавлению своему от турецкаго ига всю свою надежду полагают на в. и. в. чрез посредство нашей Черной Горы, яко единой остаток вольнаго народа изо всего славянскаго, которую мы храбростию своею сохраняем без мала 400 лет. Но могли ли бы оне иметь каковую-либо надежду быть причисленными к вернопреданным в. в.? Естьли бы исполнились вредныя противу нас австрийскаго двора намерении, к исполнению которых не преставая никогда всевозможное старание оне употребляют, дабы чрез сие разстроить благонамерение в. и. в., клонящееся к избавлению вышеупоминаемых народов, почему для сохранения онаго и нашей безопасности нужно нам для вновь учреждения во владении нашем разных необходимо нужных военных и гражданских заведений и распорядков к общему благоустройству 80 тысяч червонных. А для вновь ныне нами заводимой гвардии из присоединяющихся к нам наших же соотечественников, бывших в венецианской службе офицеров и протчих чинов, знающих военную службу 10 тысяч ружей со штыками и таковое ж число лядунок и артилерийских орудий 12, 6 и 3-фунтовых пушек каждаго сорта по 10 и мартиров 10 же. Сии орудии нужны как для оной гвардии, так и для протчаго войска, а для возобновления пороховых наших заводов на 10 мельниц нужных чугунных инструментов, что все и повелеть отпустить деньги из казны с возвращением оных ежегодно по назначенному количеству. Естьли на сие не будет соизволения, то заменять оныя производимыми нам в пенсию по 1000 червонных оружии из стараго штата российских войск, а на пороховой завод инструменты, откуда заблагоразсуждено будет и на какую сумму всего онаго составит, причислить оную к вышепоказанной долговой, отчего и можем притти гораздо в лучшее состояние и сверьх нашей безопасности от австрийцов можем при перьвом открытии между Турецкою и Российскою империями войны к вспомоществованию России во всякой исправности готовыми.

7. Снабдить нас двумя малыми типографиями, из которых одна была бы церковная, а другая гражданская, и к тому некоторое число гражданских книг, могущих служить для училищ, а также и необходимо нужным военным запасом, как-то порохом и свинцом, и оное все также причислить к вышепоказанной долговой сумме 80 тысяч червонным. Сей военной запас необходим за лучшее получить из города Николаева, в котором [395] нужда наша превосходит все протчие, потому что продажа онаго как с австрийской, так и турецкой стороны совершенно запрещена, то мы доставать онаго ниоткуда и не можем. А как французы во время бытности своей в Италии сделали в нашем владении десант, то в разсуждении вновь ими оного завоевания легко могут и опять оное же сделать. А мы, желая отражать их, как и прежде, опасаемся недостатка в порохе. Впредь же для легчайшаго доставления себе онаго так, как вышепомянуто, намерены мы вновь завести в отечестве свои заводы, то для лучшаго в оном успеха повелеть мне взять с собою человека, обращавшагося в сем мастерстве, а также и другова для типографии.

8. Назначенной нам от в. и. в. в знак благоволения портрет повелеть препроводить до города Николаева по почте, откуда по возвращении моем могу взять с собою на корабле, на котором имею отправиться в мое отечество, которое видеть оной нетерпеливо желает, для коего еще прежде моего отъезда приуготовлено в присудственном месте, где его намерены поставить, место и котораго присудствие в отечестве моем утвердит совершенную преданность России.

9. По обратному моему из России пути повелеть кому следует, дабы я в городе Николаеве мог купить невозбранно для обуви наших войск небольшое количество кож, в чем имеем крайнюю нужду.

10. По прозьбе митрополита Цетинскому монастырю пенсии сверьх положенной 500 рублей в три года кому следует повелеть всемилостивейше прибавить и также находящегася в Москве отставного полковника Фому Марошевича, урожденца Черной Горы, по желанию его отправить в отечество.

11. Назначанную нам пенсию от в. и. в. по 1000 червонных в год по случаю неполучения нами за 2 года в сходственность полученаго мною от митрополита письма всемилостивейше повелеть мне выдать, а на предбудущее время откуда оная, а равно и монастырская производимы будут, ныне ассигновать.

12. Находящаго[ся] в Рагузе при консуле коллежскаго ассессора Ямпольскаго, как нация наша видит всегдашнее его старание о пользе общей и привязанность к оной, то по прозьбе митрополита и оной всемилостивейше повелеть переименовать его консулом или чем-либо наградить и также позволить нам наградить его из числа всемилостивейше в. в. пожалованных и медалью.

13. В общих мирных с Франциею трактатах благоволено б было протчим дворам объявить высочайшаго двора в. и. в. к нам протекцию, а особливо австрийскому и турецкому — требованием от перваго уступления нам вышеупомянутой Бокесской области или, по крайней мере, чтоб возвращена была нам неправильно отнятая венецианами часть оной, называемая гавань Траште, а от втораго — о сей высочайшей вашей к нам протекции в своей империи публикования.

14. Позволить мне о всем, что усмотрю я в отечестве моем достойное примечания и клонящееся к пользе двора в. и. в., доносить и для того повелеть российскому консулу, в Рагузии находящемуся, дабы он посылаемые мною в. в. к министерству письма принимал и доставлял. За таковыя ж высокомонаршие к нам благоволении и милости обязываемся мы во всяком случае, когда только в. и. в. угодно будет, как и в прежнее время всегда к высочайшему двору в. в. вернопреданны были, выставлять по 40 тысяч войск наших сухопутных против неприятелей в. в., которые будут со всею ревностию для вас, великаго государя, жертвовать собою и которых мы сами собою в теперешнем нашем положении располагать можем, не включая тех народов, которые в союзе нашем к нам присоединиться могут. [396]

Всемилостивейший государь, в. и. в. верноподданный черногорский: обер-воевода и бывший венецианской служби полковник граф

Черноевич-Давидович

Октября... (Пропуск в тексте) дня 1800 года

АВПР, ф. Сношения России с Черногорией, 1799-1800 гг., д. 31, л. 66-71. Подлинник.

Опубл.: Драгович Ж. П. Черногория и ее отношения к России... — Русская старина, 1882, февр., с. 428-432.