Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

264

1788 г. июля 18, — Донесение Г. А. Потемкина Екатерине II о действиях русского флота под командованием М. И. Войновича 1 в сражении при о. Фидониси

Донесение ея и. в. князя Потемкина-Таврическаго 18 июля 1788 г.

Севастопольской в. и. в. флот 3-го дня сего месяца сразился с турецким на Черном море близ острова Феодонисии, мужественно выдержал атаку превосходных сил неприятельских, отразил оныя и принудил отступить 2. Я спешу всеподданнейше донесть в. и. в. о сем произшествии, так как и о всех движениях флота с самаго отбытия его от берегов таврических.

18-го числа минувшего июня сей флот под командою контр-адмирала графа Войновича выступил из гавани Севастопольской, состоя в 2 кораблях линейных, 2 50-ти пушечных, 8 40-пушечпых и одном 18-пушечном фрегатах и 20 мелких греческих судах с тремя брандерами. По выходе из гавани он следовал к Очакову, но в разсуждении продолжающихся северных ветров едва только мог достигнуть до острова Тендра 29 июня. В сей день в 5-м часу после полудня сверху селенгов на румбе NW усмотрен был под парусами турецкой флот в числе 45 судов, ветр был северной, флот севастопольской держался на реях.

30-го при разсвете дня турецкой флот в том же почти находился разстоянии, но на румбе W, ветр был северной. Граф Войнович направил плавание свое прямо к оному. В 8-м часов здела[ла]сь тишина, а в 11 часу нашел большой шквал с громом, молнию и дождем от зюйда и продолжался до полудня, по прошествии котораго флоты сошлись гораздо ближе, но ветр переменился й подул к W. Тогда турецкой флот остался на ветре и зачал спускаться к севастопольскому. Граф Войнович построил линию баталии левым галсом и приуготовился к бою, уступя выгоды ветра неприятелю и ожидая онаго к сражению.

Флот неприятельской, приближаясь па разстояпие 3 верст, остановился и разположил боевую свою линию на перпендикуляр ветра от нас тем же галсом. Сей флот состоял в 15-ти линейных кораблях, в числе коих были 5 80-тн пушечных, в 8 фрегатах и 3 бомбардирских кораблях; сверх того шебеки, кирлангичи и поланки составляли 21 судно. Начальствовал оными капитан паша Гассатт и с ним вице-адмирал 3 и контр-адмирал (Патрона (примеч. док.)). При захождении солнца ветр стал самой тихой. Оба флота проводили ночь в недальном разстоянии один от друга.

1-го числа июля флоты стояли на штиле совсем без ветру, сильное течение разносило суда и приводило линию в беспорядок, но в седьмом часу нашел ветр крепкой от N. Граф Войнович поспешил построиться в ордер баталии, невзирая на превосходящую силу неприятеля, ожидающего его на ветре и имеющего все выгоды на своей стороне, но флот турецкой спустя малое время отправился и пошол к WNW Граф Войнович по собрании всех мелких судов зделал то же и пошел на тот же румб. Неприятель легчайшим своим ходом удалился столько, что ввечеру при захождении солнца корпуса кораблей его не было видно, а только одне мачты. Во всю последующую ночь был почти штиль.

2-го числа ветр северной небольшой; неприятельской флот остался всю [ночь] на ветре в прежнем разстоянии. Граф Войнович старался выиграть у него ветр, продолжал для того курс свой под всеми парусами [348] на WNW к румельским берегам, но неприятель весьма осторожно соблюдал свою выгоду, в 5-м же часу весьма гордо подошел, так что казался хотящим войти в дело. Граф Войнович убавил парусов, держался в боевом строю к принятию онаго, но пред заходнением солнца неприятель паки начал отставать и потом лег в дрейф. Флот севастопольской не дал никакой перемены и оставался всю ночь в поджидании, продолжая один курс.

3-го числа поутру оба флота находились противу Дуная в виду острова Феодонисии. Ветр продолжался все северной, неприятель на ветре в прежнем положении. В 8 часов утра граф Войнович приказал поворотить флоту, оверштаг чрез контр-марш линию баталии на левой галс к N0, к неприятелю контр-галсом. Во 2-м часу после полудня флоты уже подходили близко, но неприятель имел надветренную сторону и все выгоды. При зближении флотом капитан-паша и все его суда, ему последуя, начали спускаться к нашим в двух густых колоннах. Гассан-паша с первою колонною, имея свой корабль передовым, атаковал авангард, вторая же колонна с большим числом кораблей и бомбардами устремилась на кордебаталии и ариергард. С 5-й минуты 3-го часа началось сражение. Сильнейшее нападение неприятельское было на паши два линейныя корабля и два 50-ти пушечныя фрегата, против каждаго корабля были 5 неприятельских. Капитан-паша, имея выгоду ветра, определил себе большую дистанцию, так что наши 40-пушечные фрегаты с 12-фунтовыми своими пушками по редким кораблям могли действовать, когда большие его орудия много им вредить могли. Но вопреки того с кораблей и 50-ти пушечных фрегатов произведен толь жестокой огонь, что капитан-паша с своим кораблем не мог держаться в бою более 40 минут, принужден будучи вытти из линии. Покусился он отрезать два передовые фрегата «Берислав» и «Стрелу», но корабль «Павел», находящийся в авангарде, прибавя парусов и зделав ему великое повреждение, заставил онаго поворотить. А тогда ж и оба те фрегаты весьма удачливо пустили в него весь свой лаг, от чего видны были большие доски, летящия с кормы его корабля. На вице-адмиральском и контр-адмиральском, стоявших противу корабля «Преображения», два раза густой дым показывался. Сражение в полной жестокости производилось до 4 часов и 55 минут. В продолжении онаго неприятель беспрестанно бросал бомбы из бомбардирских своих кораблей, но со всею своею превосходною силою и с большими орудиями принужден был по претерпении немалого вреда уступить единственно храбрости. Он поднял все паруса и оставил место битвы, потеряв при том потопленную противу корабля «Павла» одну шебеку, с коей малое число людей спастись могли. Граф Войнович не может довольно описать неустрашимости и храбрости, оказанных его подчиненными.

Урон с нашей стороны состоит в 5 убитых и 2 раненых нижних чинах. Два фрегата 40-пушечные — «Берислав» и «Фанагория» — пробиты в подводной части, на последнем оказалась большая течь, но скоро оную удержали. На фрегатах «Стрела» и «Кинбурне» ранены 2 мачты, также такелаж и стенги. Все оное скоро исправлено было, и граф Войнович ожидал паки неприятеля па своем месте, но он имел нужду починить многия повреждении, удалился прочь. Как в сем сражении два только корабля и два 50-пушечные фрегата своими орудиями должны были противостоять всей турецкой силе в разсуждении далекой дистанции, на которой держал себя неприятель, то весьма отличились мужеством и неустрашимостию господа командующий корабля «Св. Павла» бригадир и кавалер Ушаков, фрегата «Св. Андрея» капитан 1 ранга Баскаков, корабля «Преображения» капитан 2 ранга Селивачев, фрегата «Георгия» [349] капитан-лейтенант Посконин и командовавшие двумя передовыми фрегатами — «Бериславом» капитан 2 ранга Саблин, «Стрелою» — капитан-лейтенант Нелединской. Храбро также поступали командиры фрегатов «Легкаго» — капитан 2 ранга Вильсон, «Кинбурна» — капитан 2 ранга Кумани, «Таганрога» — капитан-лейтенант Алексиани, «Перуна» — капитан-лейтенант Ознобишин, «Победы» — капитан 2 ранга Заостровской, а находившийся за флангом капитана капитан-лейтенант Сенявин при отменной храбрости и неустрашимости с совершенною расторопностию обозревал движение, делал приказываемый ему сигналы. Все служители до последняго с превосходным мужеством исполнили свой долг и заслужили великую похвалу.

4-го числа ветр NW. Турецкой флот в прошедшую ночь отделился к северу на далекое разстояние. Граф Войнович, сомневаясь, чтоб оный не покусился к нашим берегам, держался к OZO.

5-го флот севастопольской при разсвете дня находился в виду Тарханова Кута верстах в 30-ти, ветр NW, но неприятель не был виден. В 11-м часу после полуночи показался паки турецкий флот на румб NNO, имев курс к Ахт-Мечетской пристани. Граф Войнович поворотился тотчас для пресечения онаго на румб NNO, но турки, во втором часу отвратясь, направили плавание свое к югу. Граф Войнович, сделав то же, пошел в паралель с оным под самыми малыми парусами в ожидании, какия его будут движении, по флот турецкой держал в море и к покушению немалаго виду не показывал.

6-го числа ветр W, турецкой флот в прежнем положении; в 5 часов утра пошел он под всеми парусами к югу. Флот севастопольской продолжал то же. Весь день ветр дул самой тихой, при захождении солнца был от Херсонскаго мыса в 15-ти верстах разстояния к северу; турецкой флот поворотил в море.

7-го числа турецкой флот скрылся из виду. Он пошел на запад к румельским берегам. Граф Войнович остался у Херсонскаго мыса на реях, откуда поврежденные 4 фрегата послал в Севастопольскую гавань для прочнейшаго исправления подводной части, ибо в фрегате «Берислав» нашлось 100 фунтовое каленное ядро, а другие пробиты 30- и 24-фунтовыми. Тогда ж отправил он крейсеров в море для примечания неприятельских движений.

Всеподданейше донеся в. и. в., повергаю себя к освященным вашим стопам.

ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 2376, ч. 1, л. 213 об.-219. Копия.


Комментарии

1. Войнович М. К., граф, в 1770 г. поступил на русскую службу в чине мичмана, в 1783 г. — капитан I ранга, в 1787 г. — контр-адмирал, командовал Севастопольской эскадрой. В 1805 г. уволен со службы в чине адмирала.

2. Исход сражения 3 июля 1788 г. у о. Фидониси был решен стремительной атакой Ф. Ф. Ушакова, командовавшего авангардом флота. Войнович проявил осторожность, не оказав поддержки своими кораблями этой атаки для полного разгрома турецкого флота. Вскоре он был отстранен от командования Севастопольской эскадрой. Командование в 1789 г. было передано Ушакову (Адмирал Ушаков: Сб. док. в 3-х т. М., 1951, т. 1, с. XIII, 70, 78).