Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

263

1788 г. июля 5 — Письмо И. А. Заборовского А. А. Безбородко со сведениями о наборе югославянского населения в русскую армию и создании корсарского флота

Милостивый государь мой граф Александр Андреевичь!

Я приехал сюда в конце прошедшаго месяца. В сие время получили здесь известие, что посланным от императора к скутарскому паше офицерам отрублены головы 1. Цесарцы приемлют сие знаком, что Магмут предан Порте. Видевшие же оных офицеров в Черной Горе, не опровергая сего, утверждают, что немалою причиною смерти их была собственная [345] их неосторожность, поелику не умели скрыть от турков намерения, с которыми туда посланы были. Несмотря на сие, отправил я к паше с отношением моим одного славонца, находящагося в службе нашей ассесором, Саву Мирковича, котораго я нашол довольно разторонным и способным к сему, тем наипаче, что он был уже в Скутаре и имеет там знакомых. Я приказал ему разведать и удостовериться, сохраняет ли паша прежнюю свою склонность соединиться с нами или предался Порте и в первом случае письмо мое ему доставить, а в последнем возвратить ко мне и остаться на несколько в Черной Горе, ежели нужно будет по делам нашим там, поелику черногорцы не только его давно знают, но и доверенность к нему имеют. Император отправил к ним отсюда знатное количество провианта, пороху, ружей и несколько пушек. Сие подало мне причину думать, что, может быть, они не имеют уже нужды в сих вещах с нашей стороны, почему и писал к графу Скавронскому, чтоб удержался покупкою оных до узнания прямой в том надобности чрез посланных туда Тутолмина и Драшковича, от которых я никакого еще известия не имею.

Генерал-майор Гиббс на сих днях отправился отсюда в Сицилию, где под председанием его учредил я коммисию об арматерах 2. Он имел повеление от Самоила Карловича Грейга купленные здесь господином Псарою два фрегата послать в Средиземное море для собрания корсеров под командою двух морских офицеров. Но как сии суда нагружены уже были провиантом, купленным здесь для отправления в Сицилию и господин Псаро 3 зделал на них ассекурацию в Венеции с условием, чтоб командиром быть капитану Войновичу, па имя котораго и экипаж весь нанят, то я и принужден был оставить их в сем виде для отправления провианта; а тогда уже можно будет употребить их и для собрания корсеров, ежели не все явятся в коммисию по повелениям министров и консулей наших. В наборе войск никаких еще нет успехов ни в Далмации, ни в Славонии. Хотя народы сии совершенно преданы нам, но до прибытия флота обнаружить себя боятся турков и венециан. Последних строгости вашему сиятельству известны. Граф Ивелич писал ко мне, что он отправляется в Черную Гору и в Скутар, но поелику туда посланы другие, то предписал ему остаться в Славонии, стараясь о наборе людей наискрытнейшим образом. Я не сумневаюсь, что успехи в том возрастать будут по мере приближения сюда флота. В заготовлении провианта дальних затруднений я также не вижу. Рагузцы изъявили готовность свою служить нам во всем, с тем, однако ж, чтоб сие скрыто было от турков. На сих днях отправил я нарочнаго в Мальту с письмом моим к гросмейстеру. Теперь отправляю к майнотам и к князю их, кои пишут к здешнему архиерею, что они готовы воевать с нами против турков.

Приложенный у сего бумаги (В деле отсутствует) объясняют дела и переписку двух славонцов, Оливиери н Мирковича, кои от Александра Семеновича Мордвинова посыланы были в Скутар и в Черную Гору. Я не замедлю теперь отправиться отсюда в Венецию, а оттуда далее для исполнения всемилостивейше возложенных па меня дел.

Найдя здесь полковника графа Войновича, трудящегося с великим рачением и усердием в наших делах, отдаю ему справедливость всеподданейшим моим о том свидетельством ея и. в. Имея полное сведение о народах, разсеянных по Архипелагу, как уроженец сих мест и пользуясь совершенною доверенностию вообще от всех греков, славян и албанцов, мог бы он быть весьма полезен в нынешнее время, вступя опять в службу, но не имеет к тому довольной склонности, щитая себя обиженным [346] в чинах против господина Псаро. Я, находя сверх сего собственную мою пользу иметь его с собою, обременяю ваше сиятельство покорнейшею прозьбою о изходатайствовании высочайшаго соизволения о награждении его и о бытии ему при войсках, формируемых из здешних народов.

Бывший в Салонике генеральный консул Мельников, которому я здесь поручаю сношения мои с майнотами, обязывает также меня прозьбою своею ходатайствовать у вашего сиятельства о снабжении его деньгами, о которых писал уже к вам.

Наконец, свидетельствую вашему сиятельству и о здешнем консуле Варуке, котораго я нахожу с довольным усердием пекущимся о своей должности.

Ожидая со дня па день Полторацкаго, который вслед за мною хотел выехать из Петербурга, будучи мне нужен для донесений моих, и не дождавшись по сие время, решился я отправить с сим адъютанта моего нарочным. Не имея никаких известий из Петербурга с самого отъезда оттуда, нетерпеливо буду ожидать я возвращения его ко мне, а посему и прошу покорнейше ваше сиятельство обязать меня незадержанным его отправлением.

При сем позвольте обременить вас, милостивый государь мой, нижайшею прозьбою о снабдении меня, по милостивому благорасположению вашему, наставлением относительно до вверенных мне дел, в коих я не имею, может быть, только довольно достаточнаго сведения, преисполнен будучи в протчем усердия и ревности к исполнению высочайшей воли ея и. в.

От успехов моих в сем почитаю я зависящим благополучие дней моих. По мере сего драгоценны для меня будут и благодеяния ваши, милостивый государь мой, которых изпрашиваю.

Имею честь пребыть с истинным высокопочитанием и совершенною преданностию вашего сиятельства, милостиваго государя моего, покорнейший и верный слуга

Заборовский

5(16) июля 1788 года. Триест.

АВПР, ф. Сношения России с Турцией, оп. 8а, 1788 г., д. 2062, л. 2-5 об.

Подлинник.


Комментарии

1. Речь идет о неудавшейся попытке Австрии привлечь к борьбе с Турцией шкодерского пашу Махмуда Бушати, заявившего первоначально о своем согласии вступить в союз. Но когда в июне 1788 г. представители венского двора прибыли в Шкодру, переговоры с Махмуд-пашой закончились трагически (Чорчевич В. Црна Гора и Аустрииа у XVIII веку. Београд, 1912, с. 70, 75; Лекич Д. Указ. соч., с. 77, 80-81).

2. Арматеры были привлечены Россией к совместным действиям против неприятеля. Генерал-майору С. Гибсу было поручено следить, чтобы арматеры воздерживались от «притеснения нейтральных подданных» (см.: Указ Екатерины адмиралу Грейгу от 23 мая 1788 г. — В кн.: Материалы для истории русского флота, СПб., 1890, ч. 13, с. 257).

3. Капитану Антону Псаро поручалась подготовка развертывания действия Средиземноморской экспедиции (см.: Указ Екатерины адмиралу Грейгу от 3 февраля 1788 г. — В кн.: Материалы для истории русского флота, ч. 13, с. 247).