Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

257

1788 г. марта 10. — Письмо Петра I Петровича Негоша русскому посланнику в Венеции А. С. Мордвинову о согласии выступить против Турции и с просьбой о присылке оружия и боеприпасов

Копия с письма архиепископа черногорскаго от 10 марта 1788.

Письмо ваше минувшаго февраля 4-го числа 1 получил я чрез господина коллежскаго ассессора Савы Мирковича 2 и на оное сим ответствую.

Черная Гора со времян еще предков наших имела и имеет чрезмерное усердие к России и во всяком случае не упускала оное показывать, когда только российские дела того требовали, и теперь по нещастию нашему всегда были оставлены, обвинены и забвению преданы. Но ревность наша не престает пылать к оказанию услуг наших России и в настоящем случае и тем паче возбораняется, чем скорее помышляем по единоверию и единокровию нашему с тем народом, за коего мы умереть готовы.

Должность звания моего велит мне откровенно и чистосердечно с вами говорить, в чем меня извинить можете.

Кесарь прислал к нам 3, и мы приняли, офицеров его, порох, свинцу, ружей, хлеба и денег для воевания на сих стран, что мы в нынешних обстоятельствах из рук наших упустить никак не можем, не получа от России ничего, кроме одного письма вашего, дабы напоследок во посмеянии, в поругании не остались; тем менее в присудствии помянутых офицеров собирать народ против вернаго его, уговаривать полезно было бы. Известное же нашего народа усердие и ревность его ко благочестивой России твердейшею мне не меньше же (Так в тексте). Я и мои доверенныя, некоторыя нашего народа старейшими (Так в тексте. Следует, вероятно: старейшины) порукою, что как скоро от России послано будет к нам 4 и нашим соседам от всеавгустейшей монархини обыкновенная грамата, порох, свинец (Обыкновенная... свинец подчеркнуто), хлеб, буде возможно, несколько малых пушек и ружей, также офицеров русских, не минуя инаго наших единоземцов, а имянно: Рафаила Петровича (Рафаила Петровича подчеркнуто. На полях помета: № 8), Дрония Марушевия, Ивана Живковия и выше помянутаго Мирковича, с нескольким числом на то потребных денег, народ наш немедленно оставит всякую другую сторону, какова бы она ни была, и готов следовать туда, куда ему от командиров приказано будет, жертвовать даже до последней капли крови своея для оказания привязанности своей к России. [339]

Ваше превосходительство тем паче в сем уверить могу, чем совершеннее мысли и сердца не токмо черногорцов, но и всех окольных наших единоверцов и единонародних в сем деле мне известны. При том же прошу не медлить в сем деле, дабы не упустить случая, котораго я предвижу, но поспешать как наискоряе возможно присылкою на первый случай пороху, свинцу, хлеба и несколько денег на сего коллегии ассессора Мирковича, коего мы нарочно при себе задержали, чтоб тем уверить народ и с оным до прибытии прочего по возможности действовать.

По нарочно посылаемому племяннику моему и подателю сего Ивану Ивановичу, человеку надежному, которому тайну поверить можете, прошу дать мне обстоятельное известие о принятии надлежащих мер в сем случае. Ибо хотя вышеписанныи офицеры и принесли от повелителя своего манифест и до войны все нужныя вещи, также и по уговариванию соседов наших полныя наставления, однако ж, по сие время без действия стоят.

В надежде скораго ответа чрез нарочнопосланнаго Ивана Ивановича пребываю...

АВПР, ф. Сношения России с Венецией, 1788 г., д. 169, л. 27-34. Дешифрант.


Комментарии

1. 4 февраля 1788 г. А. С. Мордвинов направил митрополиту Петру I письмо, в котором содержался призыв к борьбе против Османской империи и указывалось, что русский флот, находившийся в Средиземном море, окажет черногорцам помощь. Письмо опубл.: Драгович М. Русииа и Црна Гора од 1780 до 1790 (Материал за историиу Црне Горе у врщеме владаша владике Петра I). — Гласник Српскога ученог друштва, Београд, 1891, кн. 72, с. 268-269.

2. Савва Миркович — выходец из Далмации. Находился на русской службе (ЦГАДА, ф. 15, д. 217, л. 14-15). Был послан русским правительством в Приморье для привлечения черногорцев и других югославян к борьбе с Турцией.

3. Политика Австрии на Балканах была направлена на расширение территории в бассейне Дуная и Адриатического побережья. Габсбурги стремились закрепить за Австрией не только Истрию, Далмацию, Сербию, Боснию, но и Черногорию.

В мае 1788 г. австрийский двор направил в Черногорию для вовлечения ее в борьбу с Турцией с грамотой Иосифа II своих представителей — майора Филиппа Вукасовича и Людовика Пернета. в распоряжение которых было предоставлено 400 солдат и денежные средства (около 100 тыс. дукатов), а также продовольствие и боеприпасы (Милакович Д. История Црпе Горе. Задар, 1856, с. 180-181).

4. Русское правительство направило в Черногорию подполковника русской службы Марко Ивелича (уроженца Рисана) (см. док. 265). Затем туда прибыли полковник Тутомлин и премьер-майор Драшкович с грамотой Екатерины II от 14 марта 1788 г. и письмом генерал-лейтенанта И. А. Заборовского от 11 мая 1788 г. (Опубл.: Морозов П. О. Черногорские переселенцы в России, 1803-1838, с. 98-100; Милутинович С. Историия Церне — Горе од искона до штега времена. Београд, 1835, с. 115-120).