Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

256

1788 г. марта 7. — Рескрипт Екатерины II командующему русскими войсками и флотом в Средиземном море И. А. Заборовскому о наборе югославян в русскую армию 1.

Как намерение наше к тому простирается, дабы корпус войск наших для нанесения чувствительнейшего удара неприятелю умножить воинством, в Далмации, Албании и Греции набираемым, то и отправляется на флот знатное количество различного оружия для сих набираемых войск, о коем вы из сообщаемой здесь ведомости усмотрите (В деле отсутствует). Но дабы не упустить времени на набор, перевоз и приучение сих войск, наипаче же славянских и албанских, мы находим за нужное тотчас отправить подполковника графа Ивелича 2 в Славонию для набора корпуса тамошняго до 1000 человек, с тем, чтоб их привесть в близость Рагузы, для чего и стараться нанять суда тамошния, дабы войска сии по первому приказу и не позже половины сентября в Архипелаг отправиться могли к месту, от адмирала Грейга назначаемому, держа между тем суда в готовности и прилагая попечение о заготовлении для оных войск без нужнаго пропитания. И поелику случиться может, что один человек не успеет в наборе толикого числа в краткое время, то к оному можно употребить еще и другаго, особливо же одного из славонских графов Буровича, который пользуется уважением отличным между своими одноземцами и, являя свою к нам преданность, в 1783 году во время бытности в Ливорне нашего адмирала Чичагова с ескадрою предлагал себя к набору 2000 полку славян для службы нашей. Сего Буровича отыскать может находящийся во Флоренции аббат Дель-Турко, который и вообще к интересам нашим всегда сохранял усердие.

Посылку графа Ивелича и других, тотчас отправляемых, распорядит адмирал Грейг, дабы не задержать вас в поездке вашей в губернии и в скором оттуда возвращении. А какия от него даны будут наставления подробные, вы получите от него сведения. Равным образом помянутый адмирал теперь же должен взять меры свои о наборе такого же корпуса из албанцов. К произведению сего в действо надежнее и способнее всех употреблены быть могут находившияся в Албании и Химаре консулами подполковник Паоло Бичилли и майор Сатир. Оба они сверх того послужить могут к возбуждению химариотов, эпиротов и других на действия противу неприятеля. Вы и о сем пункте подробное сведение получите от адмирала Грейга.

По прибытии вашем в Триест надлежит вам осведомиться о всех новостях из Далмации, Албании и прочих мест и об успехах посланных для набора войск и других приуготовлений. Оттуда же обослаться с скутарским Магмут-пашею посредством вернаго и искуснаго человека, дав [337] ему знать, что вы назначены от нас командовать сухопутными войсками, со флотом в Средиземном море и близлежащие места отправленными против неприятеля нашего, что уже он предварен о нашем к нему доброхотстве, что вы имеете точное от нас повеление быть в близости с ним, подтвердить те же самые уверения, кои ему чрез других по воле нашей учинены, что мы, интересуясь в добром успехе предприятий его, полагаем, что диверсия, флотом нашим в Средиземное море производимая, развязывает ему совершенно руки не токмо охранить свою безопасность и свободу, но и простирать свои полки далее внутрь земли турецкой для вящшаго приращения его могущества, и что вы, предлагая ему готовость вашу к дружескому и откровенному с нами сношению, просите его сообщить вам искренно, какое ему нужно и желательно пособие. Сим способом вы узнаете его умоначертание, замыслы и силу, а потому легче будет сообразить и наше дальнее с ним поведение.

Будучи в Триесте, не оставьте снестись или же хотя и нарочно увидясь с министром нашим в Венеции флота капитаном генерал-майорскаго ранга Мордвиновым об успехе сделанных им помянутому паше и черногорцам внушений и потом отправьте в Черную Гору людей надежных и верных с грамотою нашею и с письмом от вас к митрополиту и чинам тамошним, извещая их о вашем назначении и о данных от нас повелениях пособствовать им 3. Естьли дух единоверия и вольности убедит их составить с нами общее дело противу врага имени христианскаго, тут нужна только крайняя осторожность, чтобы мы вместо возбуждения всех благоприязненных нам народов противу общаго наприятеля не вооружили черногорцев на земли, уже покоренные пашею скутарским или же сего последняго не обратили на албанцов и тому подобных, а тем и не подали бы способов самим доброжелятелям и союзникам нашим друг друга ослаблять или истреблять. Находившийся в Архипелаге генеральным консулом полковник граф Войнович в сем деле весьма с пользою употреблен быть может, почему вы с ним и не оставите иметь нужное сношение.

Из Триеста еще вы должны будете отправить в Рагузу человека верного и тамошния обстоятельства знающаго с грамотою нашею и с ответным письмом нашего вице-канцлера к правительству тамошнему на отзыв его, при самом начале войны учиненный. При доставлении того учините вы к правителям сим отзыв в общих выражениях, а на словах чрез посылаемаго человека дайте им разуметь, что ежели оне останутся к нам доброжелательны, не нанося в делах наших ни малого препятствия, то и может надеяться на уважение к ея флагу и охранение ея торговли. Инако же почтем ея за подданную Порты, следовательно, за неприятеля нашего. Надлежало бы ожидать, что после подобнаго внушения, да и при пособии силы, которую венский двор там имеет, сия республика не отречется нам благоприятствовать и не станет мешать в найме судов и тому подобном. О сем пункте во время проезда вашего чрез Вену вы не оставите изъясниться с нашим послом князем Голицыным, который будет вам способствовать не токмо в том, но и в других обстоятельствах, где вам нужна покажется помощь в землях Австрийской монархии или и других, вящее отношение и связь с нею имеющих.

Сверх сего, что касается до Рагузы, министр наш в Неаполе граф Разумовский имеет надежный средства к сношению и к зделанию всяких внушений, кои для вас полезны и надобны быть могут.

ЦГВИА СССР, ф. ВУА, д. 2378, л. 179 об,- 180 об., 216-217 об. Копия.


Комментарии

1. Экспедиция в Средиземноморье была связана с планом восстания православного населения на Балканах против Османской империи. Балтийская военная эскадра под командованием адмирала С. К. Грейга должна была войти в Средиземное море для разгрома турецкого флота, чтобы затем блокировать проливы и высадить десант в Стамбуле. Нападение Швеции на Россию (в июне 1788 г.) и враждебная позиция, занятая Англией, заставили русское командование отказаться от осуществления этого плана. Россия была вынуждена держать на северной и западной границе значительную часть армии (Станиславская А. М. Русско-английские отношения и проблемы Средиземноморья. 1798-1807. М., 1962, с. 60-61).

2. О миссии М. Ивелича см. док. 265 и примеч. 1.

3. В письме, направленном И. А. Заборовским 11 мая 1788 г. черногорскому митрополиту и кнезам, говорилось о задачах действий русского флота в Средиземном море. Указывалось, что в случае присоединения к антитурецкой борьбе христианским народам будет оказана всевозможная помощь. Сообщалось о направлении в Черногорию двух русских офицеров, полковника Тутомлина и премьер-майора Драшковича, для оказания содействия в организации черногорского ополчения (Морозов П. О. Черногорские переселенцы в России, с. 100-101).