Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

253

1785 г. ноября 3. — Донесение русского консула в Далмации А. Палладоклиса в Коллегию иностранных дел о политических событиях в Приморье и о желании далматинцев вести торговлю с Россией 1

В государственную Коллегию иностранных дел от надворнаго советника и консула в Далмации Палладоклиса покорнейшее доношение

Истекшаго месяца принял смелость оную утрудить тремя прошениями, цыфрою изображенными (Т. е. зашифрованными), того же, что и прежния, содержания с совокуплением общаго желания к донесенному в оных предмету. [332]

Учреждение австрийским генеральным консулем Гавриели в Курцоле в вице-консулы некоего из тамошних купцов Мало, многими по зависти любимаго, разгласило о циркулярных письмах, от здешняго генерал-проведитора ко всем другим градоначальникам разосланных, коими он не только своему, но и прочих поместных начальников, от него зависящих, суду российскаго консула в его собственности повергает. Сие хотя им своею невероятностию и показалось ошибкою, со всем тем начало приметно умалять прежнее к сему званию уважение, к благоуспешности его необходимое, вкупе и охоту моим корреспондентам услуживать нужною перепискою тому, который и своей собственности защищать права не имеет, яко тоей же расправе подчиненный, коей и они подлежат.

Недавно прибыли в рагузския пристани два карабля турецкие, нагруженные порохом, зарядами и сухарями, для перевозу чего отправлено несколько сот лошадей из Боснии, куда также привезено несколько вьюков лекарств, где во многих местах приуготовляют великое количество сухарей.

В здешнем пограничном местечке Мосхе произошли между турками и здешними подданными обыкновенные грабежи, которые здешние с вящим уроном некоему богачу из турков, но обидчику, чрез сожжение его дома, уведение скота и тому подобное учиненным награждая, возбудили того же турку в большем числе нападением на помянутое место угрожать. Почему и тамошний мосхиский градоначальник потребовал у здешняго пороху, пуль и тому подобнаго для всякаго противнаго случая.

Прибегшие морские служители из Рагузы в Курцоль к покровительству здешнему, яко не хотевшие возвратиться в Дульцин, куда их отправляли и откуда они наперед, желая спастись от наглости дульциниотов, ушли от своего карабля, находящегося с корабельщиком у оных под арестом: на сих днях возвращены рагузцам, нарочито отправившим в Курцоль одного офицера с 12 солдатами на шлюпке с 8 матрозами с уверением, однако, никакого им наказания не чинить.

Сего года столь много вина здесь уродилось, что в Лезине некоторый, приуготовив его побольше и не имея больше бочек для вмещения его, налил одну цистерну, вычерпав наперед из нея всю воду. Сего лета триестский купец-агличанин Адолфио нагрузил вином, но не столь добрым, два карабля имперския: один — в Лезине, а другой — в владении Рагузском для российских черноморских, как сказывают, пристаней.

Бывший недавно в России архимандрит пастровичский потребовал от меня еще в Кастельнове совета отправиться в Россию с общим его отечества, Пастровича, прошением о снабдении их церквей и монастырей, нашествием скутарскаго паши 2 всего обнаженных, в нужных к богослужению утварях. Но я его уговорил оставаться в своем монастыре, в целости оставшемся, и ожидать решительнаго обстоятельств жребия.

Здешние в Катаре умножают войска, и генерал-проведитор пребудет еще, как слух носится, тамо. Здешняя область нетерпеливо желает произведения российской торговли, ибо часто ея погреба изобилуют в винах, а домы в нужнейших к продолжению жизни вещах оскудевают, почему, да еще и по единоплеменству российское консульство здесь паче других уважается.

Сие всепочтеннейше донося пребываю с достодолжным ревностнейшим повиновением Антон Палладоклис 3.

Ноября 3-го дня 1785 года.

ЦГАДА, ф. 15, д. 217, л. 25-26 об. Дешифрант.


Комментарии

1. В 1783 г. Россией был подписан первый торговый договор с Портой, который разрешал свободу торговли русским купцам и право передвижения, на территории Османской империи. Товары облагались трехпроцентной пошлиной от их стоимости, обеспечивалась свобода прохода судов через проливы. Порта соглашалась на учреждение русских консульств в любом из городов Османской империи. Как следует из публикуемых донесений русского консула Палладоклиса, Россия стремилась расширить торговые связи также с югославянскими землями.

2. Речь идет о Махмуд-паше Бушати — правителе Шкодерского пашалыка, возникшего в 60-е годы XVIII в. в процессе распада военно-ленной системы Османской империи. Махмуд Бушати предпринял попытку образовать самостоятельное государство в Северной Албании и присоединить к нему Черногорию и Герцеговину.

В июне 1785 г. Махмуд-паша во главе 30-тысячной армии совершил первый поход в Черногорию. Он подверг страну опустошению и обложил население данью. Однако черногорцы под предводительством митрополита Петра I Петровича, предпринявшего решительные действия по сплочению внутренних сил страны, вскоре ликвидировали результаты нашествия (Арш Г. Л. Албания и Эпир в конце XVIII — начале XIX в. Западнобалканские пашалыки Османской империи. М., 1963, с. 82-86, 174; Павичевич В. Стваранье Црногорске државе. Београд, 1955, с. 79; Cтaнoчeвuч Г. Црна Гора пред ствараше државе. 1773-1796. Београд, 1962, с. 266-269).

3. Пять писем А. Палладоклиса опубл.: Драгович М. Pycииa и Црна Гора от 1780 до 1790, с. 257-265.