Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

26

1713 г. января 28, — Письмо С. Л. Владиславича-Рагузинского Ф. М. Апраксину с просьбой об оказании покровительства М. X. Змаевичу 1

Высокосиятельнейший граф, адмирал и кавалер и протчая, Федор Матвеевич, мой патрон премилостивый!

Доношу вашему высокографскому сиятельству, что я приехал в Москву 23-го числа сего месяца, ибо усылашал ис Костянтинополя ведомости неполезныя. И бог вышний да способствует праведным интересам пресветлейшаго в., а каковы ведомости имею, подлинные при сем вашему сиятельству приключаю.

Я вельми скорблюсь, что не мог получить такие радости кланятися вашему сиятельству на Москве прежде вашего отсюды отъезду, ибо на Украине мешкал за некакими моими нужными интересами, в чем прошу у вас, милостиваго моего государя и надежнаго патрона, о прощении.

По премногу благодарствую за твою, государя моего, ко мне неизменную милость, что изволил обо мне, рабе вашем, вспомянуть. Когда вы изволили быть на Москве и было вашего сиятельства повеление или желание со мною увидетца, и ежели бы я не чаял скорого пришествия здесь ц. пресветлейшаго в. или не ожидал бы от двора какого повеления, я бы всеконечно прибыл лицевидно к вашему высокородному сиятельству кланятися в Санкт-Питербурге, чего могу и учинить, ежели его монаршеская пресветлость к Москве не будет. А ежели есть какое повеление особливое вашего сиятельства, прикажите ко мне писать, то я милостивому вашему указу всегда повинуюсь.

Надеяся на ваше великодушие, покорно прошу милостивое призрение и особливую протекцию изволите показать новоприезжему господину капитану Матвею Змаевичу, ибо я и потомство мое вельми естм задолжен неизреченной милости и любви превосходительнейшему господину арцибископу Змаевичу. Брат ево 2, которой к интересам ц. пресветлейшаго в. воистину показал службу великую и впредь показать может. И ежели бы не было ево християнского споможения, то бы моя печальная матушка и сиротная фамилия братия мой достала бы в полон барбарский, и не знаю, чем могу ему и брату ево за такое их благодеяние отслужить. А воистинну он есть и своею персоною добрый человек, и добродный, и служивый.

И повторяя, во всем его вашего сиятельства высокой милости препоручаю и донесть не оставлю. Когда он был заключен в Едыкуле з господином послом Петром Андреевичем в Костянтинополе, и тут немалую службу интересам ц. в. показывал, и обещано было ему полковничество и по 50 рублев на месяц посылано до прошлого генваря. Я надеюся, что ваше высокографское сиятельство и жалование ево годовое против голанских капитанов первые ранги милостиво приказать изволит. Хотя я не имею таких заслужеб при вашем сиятельстве, прошу — извольте ево признавать родным братом моим, ибо так мне повелевает под клятвою родительскою бедная и сирая мати моя, которая и ныне в дому ево обретаетца. А я ежели не могу вашему сиятельству отслужить, бог вышний наградит своею милостию вашему ковалерскому сердцу.

А мне приходит печаль по печали, ибо и секретарь Никола Кирико ди Барка, мой племянник, преставился моровою язвою во Костянтинополе, который был при господах послах ц. пресветлейшаго в., дай боже ему покой душевный, а вашему сиятельству многолетное здравие.

Вчерашняго числа получил я письмо ис Померании от двора монаршеского за рукою высокосиятельнейшаго графа государственнаго [46] канцлера и прочая Гаврила Ивановича от 6-го числа генваря с некоторым повелением о действу в нынешнем случае. Также пишет, что ц. пресветлейшее в. союзился с дадким достальным войском и с неколико ригимент саксонским и с нашим пехотным следует персонально за неприятелем и уже ва Ольстейн вступили. От неприятеля в 7 милях в разстоянии обретаетца. Наша [а]вангардия или некоторая партия на неприятельскую [а]риергвардию напали и над ними поиск учинили, 300 человек положили и 200 в полон взяли, о чем вашему сиятельству не без известия, ныне намерены дать неприятелю генеральную баталию 3. Прошу от всего сердца вышняго бога, да допустит триумфовать ц. пресветлейшему в., ибо многая дела во оной батали[и] заключатца и вси есмо по счастию ц. в. должны бога молить.

Иного к доношению не имею, но пребываю и пребывать желаю до конца живота моего вашего высокографского сиятельства, моего милостиваго патрона и истиннаго протектора унижайший и покорнейший слуга

Сава Рагузинский

Sava Vladislawouich (Автограф)

Из Москвы, генваря дня 28-го 1713 г.

ЦГАВМФ СССР, ф. 233, оп. 8, д. 65, л. 56-57 об. Подлинник.


Комментарии

1. О М. X. Змаевиче см. док. 22. Посол в Константинополе П. П. Шафиров писал канцлеру Г. И. Головкину о том, что дальнейшее пребывание в Константинополе опасно для Змаевича, ибо он постоянно поддерживает связи со своим братом В. Змаевичем и с М. Милорадовичем. «Того ради... прошу рекомендовать... чтоб он... принят был в е.ц.в. службу... морского дела знает же довольно и служил, и ездил много на море» (Письма и бумаги..., т. 12, вып. 2, с. 446).

2. О брате М. X. Змаевича В. Змаевиче см. док. 22, примеч. 2.

3. Сражение, о котором идет речь в документе, произошло в январе 1713 г. в Померании во время Северной войны (1700-1721 гг.). Оно подготовило успех Фридрихштадтской операции.