Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

201

1762 г. июня 28, — Всеподданнейший доклад Комиссии по расследованию злоупотреблений генерал-поручика Й. Хорвата о мерах по упорядочению положения Новосербского корпуса

Всепресветлейшей, самодержавнейшей, великой государыне императрице Екатерине Алексеевне, самодержице всероссийской, государыне всемилостивейшей всеподданнейший доклад

В силе высочайшего в. и. в. повеления изследованным доныне генерал-порутчика Хорвата непорядкам 1 поднесенной в. и. в. экстракт купно со всеми к нему приложениями и данная на Новую Сербию высочайшая привиллегия с последовавшими и после оной от Сената указами, также и вступившие в Сенат от бывшаго в Новой Сербии инспектором полковника Спичинскаго репорты и на оные Хорватовы изъяснения — все довольно разсматриваны, а по тем оказалось:

1. Употреблено ис казны как в неподлежащие и указом противные росходы, так и в неуказные выдачи жалованья и по нерачительному за камисаром смотрению явшихся в начете 25 381 рубль 32 копейки, кроме тех, о коих доносители инаго доказательства не имеют, как только утверждают присягою.

2. Полковаго сена 118 скирдов продано на тысячу на 200 на 40 на 5 рублев и деньги надлежало бы записать в полковую сумму, но он, Хорват, к себе взял, а 14 скирдов употреблены в дом ево.

3. Вычтено у штап- и обер-афицеров из жалованья и в подарки употреблено 13 558 рублев, да сверх того взятых ис казначейства на их же щет 4 тысячи, да занято у купцов 7 900 рублев, кои с тех афицеров ни в казначейство, ни купцам за наступлением комисии ни с кого еще не взысканы. Да собственных ево кроме венгерского вина лошадей и других вещей более 20 тысяч рублев, о которых от него в секретно повинной в. и. в. донесено.

4. У редовых и протчих нижних чинов из жалованья вычтено и в непринадлежащия до оных расходы, яко то роздачею в долги и протчие употреблено 17 896 рублев.

5. С начала учреждения корпуса камисары и казначеи не щитаны, и с тем из них некоторые померли, оставя на себе начет, да и книг приходных и росходных у многих не было.

6. Живущим у нево в Новом Миргороде купцам за имеющияся на афицерах долги по реэстрам тех купцов без их между собою росчетов деньги брал из казны в щет тех должников жалованья, почему и общественной ево с купцами торг и прибыток, как от доносителя показано, означиваетца. Ис тех же купцов одного и в порутчики прямо произвел.

7. В штап- и обер-афицеры к произвождению в Сенат многих представлял, а других и сам собою производил не по старшинству и без всяких заслуг с обидою другим.

8. Ея и. в. государыне императрице Елисавет Петровне в числе в Новой Серби[и] людей неправильной репорт подносил, а в Сенат и многие несправедливые ж как о детях своих, так и о протчем представлении чинил.

9. По осмотрам инспектора Спичинскаго и покойнаго генерал-порутчика князя Мещерскаго из штап- и обер-афицеров и протчих воинских чинов, кроме бывших при армии, военной эксерциции некоторые обучаемы не были и не знают, что и новосербская канцелярия утверждает. К тому ж некоторые редовые были обмундированы неисправно. [265]

10 (В документе ошибочно: 11). Самаго генерала-порутчика Хорвата предприятия, что он, имев в своем отечестве знатной достаток, не мог себя определить к покойной жизни, но восхотел зделаться колонистом с подговором других к тому в посторонней земле, равно как и из всего потом его обращения довольно видно, что он человек между своего народа высокомерной, дерской и праворной, как сходно с сим характером он и искал во всех делах своей собственной корысти и возвышения, употребляя такия средства, которыя как в его отечестве, так и у нас по нещастию всегда были обыкновенными. Такова состояния человек сколь мог быть полезен в начати его поселении, столь, напротив того, неспособен и вреден в приведении онаго в прочное основание, ибо он поставлял себя самовлас[т]ным шефом во всей внутренной экономии того народа, обращая единственно в услугу себе перед правительством только общую пользу поселения и его успех. А хотя справедливость и требует обождать окончания всей над ним всевысочайшей учрежденной комисии, дабы за одно дело он не нашелся дважды сужден и дважды наказан, то, однако же, з другой невозможно без предосуждения государственной пользы оставить до тех пор без призрения и в непорядке столь важное поселение, то в разсуждении теперь открытых и доказанных его, Хорвата, непорядков мы всенижайше представляем в. и. в. наше всеподданнейшее мнение:

1. Как уже он, Хорват, за теми непорядками и что почти всего корпуса штаб- и обер-афицеры, а немало и из нижних чинов на него состоят челобитчиками и протестателями, командовать оным и поселением управлять неспособен, то не соизволите ль в. и. в. всевысочайше указать его отрешить от того и от другаго?

2. На место ево определить из генералитета достойную особу из национальных, на котораго б в разсуждении тамошних пограничных мест совсем полагаться было можно, придав на время ему в помощь из старых гусарских полков достойнаго человека и знающаго тех выходящих иностранных людей и их надобности для лутчаго их поправления, умножения и приведения в жизнь порядочную.

3. Той определенной особе указать команду иметь как над Новосербским корпусом, так и над всем слободским поселением, крепости Святыя Елисаветы подлежащим, а не так как прежде оные были в разных ведомствах, а чрез то многие несогласии и ссоры между обоими поселениями происходили, о чем в Сенат многократные приносимы были жалобы. Оставшие ж у Хорвата из отпущенной ему на вывод людей казенной суммы за расходом деньги 3 222 рубли 82 копейки и с росходною тетратью принять той особе в свое ведомство.

4. Ему ж обще с тем определенным из старых полков и того корпуса с лутчими штап-афицерами учинить план в сходственность данной на Новую Сербию привилегии и указов, каким бы образом тот Новосербской корпус исправить и в лутчее привести состояние. Не меньше ж ко умножению и слободскаго поселения и раскольнических слобод в вызове из Польши беглых как малороссиян, так роскольников и других в. и. в. подданных какие ж предприять меры и, основав все оное, на высочайшую конфермацию представить в. и. в.

5. Хотя по привиллегии и по обезательству Хорвата в Новую Сербию окроме указных, то есть сербскаго, болгарскаго, волоского и македонского народов в службу принимать и селить не повелено, но как того народа и поныне до полнаго числа в выходе нет, да и впредь такому числу, паче ж по чинимых в тех местах к выходу препятствиях чрез долгое время быть не уповаемо, того ради не соизволите ль в. и. в. [266] всемилостивейше указать между теми народами принимать и выходящих ис Польши беглых не только малороссиан, но и великороссийских и всяких народа в силе в. и. в. имянных всемилостивейших о выходе беглых указов?

6. Как по привиллегии, так и многими из Сената указами в Новой Сербии малороссиан селить накрепко запрещено, кроме положеннаго числа афицерам деньщиков. А по свидетельству инспектора Спичинскаго явилось беглых из Малороссии и ис слободскаго поселения и вышедших из-за польскаго рубежа мужеска и женска полу более 5 тысяч душ, которые под видом деньщиков как у Хорвата, так и у афицеров проживают по хуторам. И для того той особе указать немедленно разсмотреть и из них за штап- и обер-афицерами оставить (В документе: отставить) единственно то число, сколько кому по чину вместо деньщиков положено, а протчих всех распределить годных, естли пожелают, в гусарской или пандурской или слободской полки в службу или и тут же на поселении остаться, но на таком основании, как и вышедшие доныне иностранные фамилианты состоят.

7. По осмотрам инспектора Спичинскаго явилось в том Новосербском корпусе неспособных к службе за старостию и дряхлостию, слепотою от рождения и глухотою, малоумием и малолетством редовых 167 человек, которые без всякой службы получают напрасно жалованье. Да из афицеров многие, как и сам Хорват признается, есть неспособные и вовсе к службе нерачительные. Того ради о всех таковых той особе разсмотреть и куда их определить — на поселение ль там оставить иль в другое место, куда пожелают, зделать распоряжение с наблюдением только авантажа поселения, яко главнаго объекта всего того установления.

8. Тому Новосербскому корпусу как людем воинскаго звания во всем, что до воинских дел касается, указать быть под ведомством Военной коллегии, как и по привилегии было повелено.

9. Что касается до употребления им, Хорватом, казенных и народских денег в неподлежащие и указом противные росходы, в том, чему он, Хорват, будет достоин, до окончания генерал-порутчиком Нарышкиным последних ево, Хорвата, дел обождать, а розданные в долги купцам и протчим людям взыскивать в казну без всякаго упущения с крайним только при том наблюдением, чтоб по каким и когда-либо обстоятельствам и безвинно кто к платежу принуждаем не был. А взятые им, Хорватом, заимообразно у купцов на щет штап- и обер-афицеров 7 900 рублев с тех чинов, как людей неповинных, не взыскивать, а указать заплатить ему, Хорвату.

В. и. в. всеподданнейший раб Иван Глебов

Н. Панин

ЦГАДА, ф. 20, д. 265, л. 19-26 об. Копия.


Комментарии

1. Неограниченная власть, которой обладал в Новой Сербии генерал-поручик И. Хорват, привела к тому, что он незаконно присваивал жалованье своих беднейших соотечественников, что неоднократно приводило к выступлениям протеста. Во время расследования комиссия установила, что Хорват «употребил в противные указам расходы 64 999 рублей казенных денег» (см.: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1965, т. 13, с. 239).