Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

191

1760 г. апреля 7. - Прошение С. Кончаревича 1 Синоду о разрешении выехать в Далмацию и о снабжении далматинских церквей богослужебными книгами

Святейшему правительствующему Синоду выехавшего из Далмации епископа и митрополита Симеона покорнейшее доношение

Поданным от меня святейшему правительствующему Синоду сего 1760 года марта 13-го дня доношением между прочим объявлено, что я при нынешнем моем сюда приезде по необходимости о разных собственных моих и епархиального народа нуждах где надлежит прошение подать долженствую, с котораго и святейшему Синоду копию сообщить имею. А понеже оное дело уже от меня правительствующему Сенату подано, того ради со оного к высокому соизвестию при сем и святейшему правительствующему Синоду точную копию представляю, из котораго, тож и от прежде взнесенных от меня прошений святейший Синод милостиво усмотреть соизволит, каковыя нужды и утеснении наш далматинской окруженной иноверцами народ от латин претерпевает, как и из письма оригинального от преосвященнаго карлштатскаго, ко мне присланного и при сем приложеннаго, усмотреть соизволено будет, коему я в моем отсудствии письменно уполномочил и устменно превручил место мое исполнять в тамошнем моем клеру и народе далматском нашего благочестия восточнаго. И потому святейший правительствующий Синод в милостивое уважение приять изволит и приложить старание ко вспоможению скорейшего моего туда отпуска и для ускорения в надежде защищения, прежде нежели к какому-либо отчаянию и отпадению подвергнуто было б 2. И мне святейший Синод да повелит дать атестат, как я во всем согласен и постоянен в вере греческаго православнаго исповедания церкви восточныя и хранитель дагматов, канонов и преданий, и позволит во священном служении по чину как надлежит и [г]де же прилучитися быти и изтребовать высокомогуще от Иностранной коллегии к пребывающему при римском императорском дворе здешнему чрезвычайному послу, чтоб каким наилутчим образом и искуством он венецианскому тамо же находящемуся послу обо мне рекомендацию и знать дал (до лучшаго случая и способа будущаго всевышшаго способом) (Так в тексте), дабы выслушанием и принятием моих резонов, которыя могу обстоятельно ему подать, защищения далматийскому народу требовать. [252]

Но между тем, дабы сие постоянное христианство в отчаяние и конечную пагубу не подпало, в подкрепление непоколебимости своего закону всепокорно прошу обрадовать их милостию и святейшаго правительствующаго Синода, в чем соизволено будет, на тамошния 3 монастыря и приходския церкви, которых всего числом состоит 51, из коих есть 8 новосооруженныя, что никаковых еще книг церковных у себя не имеют и достать их нигде не могут и только служится от старых рукописных, а триодей и пентикостарей никаких не находится, жития же святых и соборника во всей Далмации нигде нет.

Симеон Концаревич, епископ православии далмати[н]ской

7 апреля 1760 года.

Помета над текстом: Подано и докладывано апреля 7-го 1760 г. Записав в книгу, сообщить к делу.

Помета внизу л. 97: Докладывано апреля 7-го дня 1760 года.

ЦГИА СССР, ф. 796, оп. 24, д. 81, л. 97-97 об. Подлинник.


Комментарии

1. В прошении в Синод от 13 марта 1760 г. Симеон Кончаревич сообщал: «Из отечества моего от того бедного народа пишут, что... утесняют его латини, принуждают ко унии... просят меня как пастыря своего иметь за них попечение и представительство при всероссийском самодержавном дворе» (см.: док. 189).

2. Деятельность Кончаревича в России в 1760 г. увенчалась некоторым успехом. Синод ходатайствовал перед Коллегией иностранных дел, «чтобы было учинено определение о защите далматинского народа». Коллегия иностранных дел ответила, что хотя она не имеет способов «доставить свободность в отправлении веры», однако послу в Вене Кейзерлингу было предписано требовать от сената Венеции прекратить гонения на православных в Далмации (см. док. 192). Сенат не принял радикальных мер, хотя официально согласился изменить отношение к православным сербам (см. док. 194). Он не мог совсем не считаться с вмешательством России, боясь испортить с ней отношения. Русский двор был уведомлен, что издан указ от 25 ноября 1760 г., по которому «далматинские греки имеют полную свободу в выборе религиозных обрядов». В этом сообщении правдой было только то, что греко-католики, т. е. униаты, действительно имели полную свободу вероисповедания, что же касается православного населения, то оно продолжало подвергаться притеснениям. Венеция усилила слежку за Кончаревичем, вернувшимся в Далмацию. Он был провозглашен «предателем», с ним было запрещено поддерживать связи и, наконец, он был выслан из Далмации, под конвоем препровожден за пределы отечества. Кончаревич вернулся в Россию, где и жил до 1769 г.

В 1780 г. сенат Венеции признал право православных в Далмации па свободу вероисповедания.