Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

181

1759 г. марта 3. — Определение Сената в Военную экспедицию о порядке распределения прибывших в Россию черногорцев в гусарских полках

Копия со определения правительствующаго Сената в Военную экспедицию для исполнения впредь

1759 года марта 3-го дня в собрании правительствующий Сенат по репорту генерала-лейтенанта Хорвата, коим, прописывая о происходимых от выехавших и впредь прибывающих сюда черногорцов затруднениях и конфузиях 1, представляет, чтоб во избежание впредь таковых затруднений и в пресечение несправедливо оказующихся к тем выводам коварнических замыслов все, чтоб до того выводу и выездов как сербского и других повеленных нацей народа, где ни касалось, препоручить единственно на него к приобретению. Чем высочайшему интересу пользы и отечеству вечного плода он с фамилиею своею и выведенными при нем во свое время первым к тому и началом учинился, следовательно, то и до конца на себя во обдержание приемлет во всем, елико б что ко умножению в Росси[и] тем народом, поселяемым им, генералом-лейтенантом, мест и при армии полевых гусарских полков в распоряжениях и компле[к]те ни принадлежало, с тем только, чтоб, когда где для того ко удовольствию и исправности оных потребно будет, снабдеван был безудержно по способности с ближних мест безостановочно и в пристойных к приемам тех выходцов, как и в Киеве, пограничных местах быть определенным от него с наставлениями о том офицерам, которыя безпрепятственны в своих от него к поступлению в том данных диспозициях состояли и выходящия с приходу их к границам им [240] ведомы оставались. А другая вступают и различностию своих предприятей таковых прибывающих отвращать и конфузии впредь наводить не дерзали. Сим средством совершенная надежда есть умножить как начатие поселения, так и комплектом прежней и формирующияся им вновь к арми[и] 2 гусарския полка вскоре и не токмо с лутчею прочностию государству, но и с сохранением интереса пред нынешним гораздо, которой чрез представляемый происходства ныне чрезвычайно держатца и с немалыми еще при тех затруднении и неспокойствы да почти и бесполезно вовсе. Ежели же за совершение начатых полков комплектом и вновь соизволено будет Черногорской полк (хотя чтоб из того одного народа, тому быть можно и вовся нечаятельно), то с таких же нацей из других мест выходящим народом зачать можно будет, а до того эскадроны оного указать оставить и распределить в полки. И о том требует указу.

А по справке сообщённым из учрежденной при дворе ея и. в. Конференции от 13 генваря сего году экстрактом велено находящихся в Москве черногорцов, кои за определение из них некоторых в другая команды не пожелали быть в черногорских эскадронах, и в здешней службе увещевать, дабы они во исполнение своей присяги в тех эскадронах остались с тем, что ежели останутца, то и испрашиваемой ими в командиры майор Пищевич определитца. А ведением из Сенатской канторы показано, что из них по учинённой присяге в эскадронах быть обязались с тем, чтоб прислан был к ним майор Пищевич, 60 человек. Чего ради по определению правительствующаго Сената и велено оных желающих служить в черногорских эскадронах и к тому еще следующих из Киева в Москву желающих в тех эскадроны 37 человек — всего 97 человек, снабдя всем потребным к воинской службе, отправить к арми[и] немедленно. И по требованию их в командиры маеора Пищевича вследствие означенного из Конференции экстракта Военной коллегии определить к ним немедленно ж; о чем куда надлежало и указы посланы. Приказали: о препоручении всех выходящих сюда как сербского, так и других поведенных нацей народов для вышепоказанных представляемых от него, генарала-лейтнанта Хорвата, резонов в единственную ево диспозицию и в протчем во всем быть по представлению ево, генерала-лейтнанта, и распределять их по собственным их желаниям как в Новую, так и в Славено-Серби[ю]. Також буде которые пожелают в старыя гусарския и в новоучреждающияся Македонской и Болгарской полки и на поселение в Оренбург и кто куды пожелают, в те места отправлять, а в неволю и не по желанию никого никуда не принуждать. Что же касаетца до распределения в полки черногорцов, кои по желаниям их назначены в особые эскадроны, но как оных дон[ы]не число еще весьма малое состоит — меньше 100 человек — и таким малым числом и одного целого эскадрона составлять не могут, к тому ж и требуемой ими в командиры майор Пищевич по ево желанию в Новую Сербию определен. Того ради о распределении их в полки положить на попечение ево, генерала-лейтнанта Хорвата, однако ж, против выщеписанного чтоб они по собственному желанию их распределены были, куда кто пожелают.

И о том к нему, генералу-лейтнанту, и куда надлежит послать указы. А во учрежденную при дворе ея и. в. Конференцию во известие сообщить экстрактом.

Подлинной за подписанием правительствующаго Сената. А к генералу-лейтнанту Хорвату и куда надлежало указы посланы и в Конференцию сообщено.

Подписи под текстом: Протоколист Борис Сахаров

Регистратор Василей Соколов

ЦГАДА, ф. 248, кн. 2886, л. 229-230 об. Отпуск.


Комментарии

1. Конфликт между генерал-лейтенантом И. Хорватом и рядовыми черногорцами носил социальный характер (см.: Известие о похождении..., с. 403, 424, 425, 450 и др.) Черногорцы, как правило, выходили в Россию без всякого имущества, что давало право зажиточному сербскому офицерству относиться к ним пренебрежительно. Сенат, желая погасить распри, требовал, чтобы черногорцы были включены в воинские соединения, но при этом предлагал «действовать увещеванием».