Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

172

1758 г. сентября 10. — Прошение Василия Петровича Елизавете Петровне о возобновлении ежегодной субсидии Черногории и о направлении в Цетинье представителя от России

Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня императрица Елисавет Петровна, самодержица всероссийская, государыня всемилостивейшая!

К всепресветлейшаго в. и. в. священнейшему всероссийскому престолу я, смиренный, уповая на высокомонаршую милость, осмелился и паки припасть ко императорским в. в. стопам с сим всенижайшим прошением.

1. Небезизвестно, как по завовании от Порты Отаманской Греческой империи, Сербскаго государства и других многих потентатов (Владений (лат.)) чернагорской, приморской и берганской народ по примеру герцогов своих — Георгия Кастриота и Ивана Черневича — чрез природную храбрость и оружие свое во всегдашней своей вольности остался и с котораго народа Республика Венециянская, как бы какою стеною защищая свое владение, почти и поныне оттого всю военную силу имеет. Но и цесарь римский во всех турецких военных операциях довольно оным народом пользовался.

2. А когда чернагорской народ по единому восточния церкви согласию особливую охоту, верность и усердие начал к высокомонаршему священнейшему всероссийскому престолу чрез покойнаго митрополита Даниила, моего дядю, да родного его брата Радула Петровича, моего родителя, оказивать (почему, то уже известно), катораго в то время все общество единодушно ч(ч)уч(ч)ом (Правитель (итал.)) поздравили и он по примеру предков своих чернагорских войск предводителем по жизнь свою был, оная Венециянская республика злоухищрение свое против чернагорцев употреблять начала, а Порта Отаманская некогда прельщением, некогда нападением во свою протекцию привесть и до сего времени безплодные труды прилагала, ибо [231] Порте Отаманской во время войны ниоткуду так приключение воспоследовать не может, как от нашего парода.

3. Чернагорцы, видя, не в состоянии толь дольгое время себя защищать, к высокославному всероссийскому в. и. в. священнейшему престолу припали, откуда не точи то вся вселенная восточный церкви помощи ожидает, но и протчие именуемые христиане изобильно получают. И формальное представление от всего общества народа чернагорскаго всеподданнейше предложено о включении в титул в. и. в. и о снабдении высокомонаршею милостию вольной наш чернагорской принципат. Но нынешнего времени обстоятельства оному нашему прошению препятствуют, а опой народ к последней крайности приходит и более уже никак не может толь частых кровопролитий от Порты Отаманской, а от Республики Венециянской всегдашняго злоухищрения претерпевать без вспомоществования и общаго всех согласия и союза любви и других окрестных христиан, каторы[е] все смотрят, что-де чернагорцем при их вольности воспоследует.

4. Что же касается до учреждения добраго порядку и до приведения их во едино[е] согласие союза любви, а особливо оной бы народ, высокомонаршею в. и. в. милостию ободряя себя, как прежде, без ежегодного пенсиона ныне при своей вольности никаким образом не может остаться. А ежели чернагорцы паче чаяния без вспомоществования останутся, то конечно, ввек пропанут, и в другое время их сыскать нельзя, не довольно тово, и все окрестные христиане вовся погибнут, и тем словеносербскому народу выходит в Россию дарога пресечется.

Почему в. и. в. слезно прошу оной народ чернагорской, приморской и берганский, особливо в военных поступках храброй, до вышепомянутых крайностей не допустив, вспомоществовать: ежегодной пенсион определить. Ежели бы менее 15 тысяч рублев можно обойтись, я бы просил, но более — в высокомонаршую в. и. в. матерскую милость повергаемся, дабы оной народ, по несколку получав, и впред неот[ъ]емлемую в. и. в. высокомонаршую милость чувствовал и тем бы при всех случайных приключениях себя ободрял.

И ежели в. и. в. изволите из своих ково послать, он со мною в нашей резиденции будет жить. И когда наши неприятели увидят нас в общем всех согласии, союзе любви и настоящем порядке, явно от пас отступят. При том всемогущий бог в. и. в. щас[т]ливому оружию по общему всех православных христиан прошению совершенную дарует над неприятелем победу, тогда мы будем ожидать публичной протекции.

В. и. в. всеподданнейший раб и усерднейший богомолец, смирени митрополит черногорски и приморски, зетски и скендериски и трона сербскаго эксарх Василий Петрович

1758 году сентября 10-го.

ЦГАДА, ф. 248, кн. 642, л. 3-4. Подлинник.

Опубл.: Споменик СКА, Београд, 1938, кн. 88, с. 70-71 1.


Комментарии

1. Документ опубликован без легенды и с ошибками в передаче текста. Так, вместо «включение» (в оригинале) у Вуксана «выключение», вместо «смотрят» — «смотреть», вместо «что-де» — «что да» и т. д.