Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

167

1758 г. не ранее июня 15, — Записка Коллегии иностранных дел со сведениями о русско-черногорских отношениях и о денежной помощи Черногории

(Датируется по содержанию)

Выписка о черногорцах

В 1711 году во время с турками войны в грамотах от е. в. государя императора Петра Великаго к монтенегринскому, то есть к черногорскому народу, с нарочными отправленных, писано, дабы они по христианству и единоверию против турок в войну вступили и тем е. и. в. вспоможение и турецким войскам отвращение учинили. Почему тогда черногорцы в войну против турок и вступали. И как приезжей оттуда в Санкт-Петербург в 1715 году Даниил, митрополит скандарийски и черногорски, доносил, что за оное султан турецкой по постановлении с е. и. в. мира, прислав в провинции их свои войска, многих из них порубили, иных же по каторгам развезли, а монастыри и церкви пожгли и все церковный утвари и их пожитки разграбили. И в разсуждении того по прошению онаго митрополита, а по указу е. и. в. посланы с ним, митрополитом, в Монтенегрию церковные сосуды, книги и архиерейские и священнические одежды, да на раздаче тамошним начальникам 160 патретов золотых в 1000 червонных, да денег 5000 рублев. И оному митрополиту выдано на расплату долгов его, в том случае нажитых, и на созидание в митрополии его церквей и монастырей 5000 рублев и сверх того при отпуске особливо выдано жалованья и на проезд ему, митрополиту, и при нем бывшим духовным и мирским служителям деньгами 3400 рублев, да 11 партретов во 112 червонных и еще употребленных на роздачу тамошним народом 1600 червонных. А к монтенегринскому народу послана с ним, митрополитом, е. и. в. грамата с похвалою и благодарением за оказанныя от них воинския действа и помощь с обнадеживанием, что и впредь, когда е. и. в. с королем шведским мир получит и от претяжких воинских иждивений освободится, не оставит за ту их верную службу своею милостию вящше наградить.

В 1743 году приезжал из Черной Горы митрополит Савва 1, которой чрез поданное ея и. в. прошение представлял, что из пожалованной в 1715 году митрополиту Даниилу суммы 5000 рублев розданы на раззоренных людей, а другие 5000 рублев хотя и подлежали тому митрополиту на созидание церквей, но по необходимой нужде употреблены на оплату за общей народа их долг заимодавцам и на окуп взятых во время раззорения турками в плен и по которгам разосланных знатных людей, на [223] которой и собственных их денег употреблено немалое число. И после того на самую крайнюю нужду принуждены они занять более 6000 червонных, которыми для славословия божия во владение их возобновлен Цетинской Рождества пресвятыя богородицы монастырь, яко митрополичей катедральной и столичное место, и некоторые церкви с убогим украшением и книг скудным снабдением, а затем многие церкви и монастыри остались без обновления, и не только сего исправить, но и заемных 6000 червонных и другова долгу возвратить законным своим от турок раззорением не могут. И просил на оплату оных и на возобновление святых церквей и монастырей о награждении и пожаловании для священнослужения архирейских и священнических одежд и книг.

И по тому его прошению по имянному ея и. в. указу оному митрополиту выдано в награждение тамошнему народу и на возобновление церквей и монастырей 3000 рублев, да особливо ему, митрополиту, за дорожные издержки и на обратной со обретающимся при нем проезд 1000 Рублев, да из Синода два сакоса патриарших и шапка архиерейская, да книг церковных на 350 рублев.

В 1753 году из Черной Горы был в приезде в Москву архиерей Василий Петрович 2, и по присланному с ним от Саввы митрополита и всего общества черногорского прошению просил.

1. Чтоб в их земле на первой случай здешним иждивением славенския малыя школы завесть, представляя, что их православной народ Черногории, хотя и храбр, но лишен учения школьнаго, так что ни грамматике не умеют обучать и в великой от того нужде находится, а школ не в состоянии из своего имения завести.

2. О всемилостивейшем ея и. в. обществу их награждении.

3. О защищении от турок, чтоб их не воевали Черную Гору, и о рекомендации римско-императорскому двору и Республике Венецианской, чтоб и оные к народу черногорскому доброхотны были и их свободно бы пропускали чрез области свои.

4. Представлял, что ежели благоугодно ея и. в. покажется, то он с тамошними вельможами советовать будет о выезде их с фамилиями в высокославную империю Всероссийскую и к тому пристойным образом желающих увещевать.

5. Просил о выдаче определенной в вышеозначенной Рождественской монастырь за прошедшия годы милостыни (которой имеет быть 1666 рублев) и о снабдении тамошних церквей книгами.

6. О пожаловании материи на одеяние церковное и прежде бывшему здесь митрополиту Савве на платье и архиерейской мантии и посоха, да ему полнаго архиерейскаго облачения и находящимся при нем священнику и диакону риз и стихаря.

По тому прошению в Рождественской монастырь определенная милостыня, также и книги ему, архиерею, из Синода даны, а впрочем докладывано ея и. в. сему монтенегринскому или черногорскому народу вобще и приехавшему ныне архиерею Василию особливо по примеру ль последней в 1743 году митрополиту Савве учиненной дачи, то есть монтенегринскому народу и на возобновление церквей 3000, а архиерею 1000 рублев или инако всемилостивейше пожалуется, также и соизволено ль будет какия материи пожаловать на одеяние церковное и митрополиту Савве на платье, равно как мантию и посох ему, да помянутому приехавшему ныне архиерею Василию полное облачение и при нем священнику и диакону ризы да стихарь.

По тому в 1754 году от ея и. в. всемилостивейше пожаловано в награждение обществу черногорскому и на возобновление церквей 5000 рублев, ему, архиерею, в награждение ж за издержки в проезд и на возвратной [224] путь с обретающимися при нем людьми 2000 рублев, да полное архиерейское ему облачение, и определенная в Рождественской монастырь милостыня и церковные деньги с ним отпущены.

С ним же отправлена ея и. в. граммата 3, в которой об оном ея и. в. жаловании дано знать и обнадежены и впредь о высочайшей ея и. в. милости к их обществу, и дабы тамошния губернаторы, сердари, воеводы, капитаны и все общество черногорское, видя к себе такую ея и. в. милость, неотменно пребывали при своем из давных лет имеющем ко Всероссийской империи добром усердии и преданности.

На то же прошение по указу ея и. в. архиерею Василию объявлено запискою:

1. Что он просил, чтоб в их земле на первой случай здешним иждивением славенския малые школы завести, то отлагается до инаго времяни, пока от них же самих дальнейший объяснении получены и разсмотрены будут, сколько на заведение оных иждивения потребно, где имянно, и каким образом они тамо содержаны быть могли.

[2.] Что о защищении Черной Горы от турок, дабы оную не воевали, не оставится во особливое уважение принять и при надежном случае в пользу черногорского народа при Порте Оттоманской заступление учинить.

3. Что впрочем ея и. в. за благо принять изволила представление и обещание его архиерейское, что он по возвращении в отечество свое хощет с тамошними главными советовать о выезде их с фамилиями в Российскую империю и к тому желающих пристойным образом увещевать и что по тому сие поручается его старанию. В такой надежде, что он, архиерей, за оказанную от ея и. в. высочайшую милость и по своему к здешней империи доброму усердию не оставит в сем деле наилутче возможный способы употреблять и что при том же за благо признается и то, как он, архиерей, правительствующему Сенату представлял, чтоб таким из их народа выезжающим сюда людям для уверения о их природе и достоинстве давать ему от себя письменныя засвидетельствовании.

В той же записке дано ему знать, что ея и. в. высочайше соизволяет всему обществу черногорского народа еще такое всемилостивейшее обнадеживание подавать, что когда оказана будет от сего народа впредь здешней империи какая заслуга в воинских действах, тогда они награждены будут и погодною пенсиею; а те, которыя из их народа с фамилиями в здешнюю империю выедут, особливо снабдены будут высочайшею ея и. в. милостию.

А что он же, архиерей, от 22 апреля 1753 года между иным канцлеру письменно представлял, дабы народ их черногорской при определении оному повсягодно на воинское содержание какой-либо суммы денег снабден был от ея и. в. граматою в такой силе, что оной черногорской принципат никому не подвластен, как токмо ея и. в. самодержице всероссийской, и чтоб сей принципат в титул ея и. в. включен был; то хотя ея и. в. сие его представление милостивейше принять соизволила, однако же, на каком основании часто помянутой черногорской народ ея и. в. совершенно подвластным учинен быть хочет, о том обождано будет формальное от сего народа прошение.

Ему ж, архиерею, тогда всевысочайше соизволила ея и. в. из особливой и персональной к нему милости пожаловать еще тысячу рублев и драгоценными каменьями украшенную панагию, яко знак монаршей е. в. милости и благоволения.

В 1758 году приезжали сюда чрез Киев с разными представлениями вышеписанной же архиерей Василий Петрович и черногорской же [225] начальник губернатор Станислав Радонич 4 с тремя еще начальниками ж тамошними. Из тех представлений главнейшия состояли в том:

1. Чтоб черногорской народ принят был в здешнее подданство.

2. Чтоб здесь был учрежден из вышедших черногорцов полк и назван оной Черногорским.

3. Чтоб для учреждения в черногорском народе добраго порядка определен был ежегодной пенсион до 15 000 рублев и чтоб сверх того кто-либо отсюда отправлен был для пребывания в их резиденции.

На те представлении по рескриптам из бывшей конференции от 18 майя 5 и от 1 июня того же 1758 года им, архиерею и начальникам, прочтением в доме его сиятельства вице-канцлера записки в 15-й день июня ж объявлено было.

Что усердие народа их к здешней империи и желание вступить в здешнее подданство заслуживает оному всегдашнее ея и. в. благоволение и милость, но что как теперь всякая формалита могла б быть опасною и бедственною по близости окружающих их неприятелей и по отдалению здешней империи, то сие дело оставляется до будущих лутчих времян. Что когда столько черногорцов выдет, тогда полк составится и Черногорским назван будет. Что требуемой им, архиереем, черногорскому обществу пенсион до 15000 рублев определен и отправлен будет с нарочною особою, а в прочем кого-либо отсюда для всегдашняго пребывания в Черную Гору послать нынешние обстоятельства совсем не дозволяют. Сверх того еще объявлено им, что вывезенных ими сюда из Черных Гор малолетных дворянских детей для обучения ея и. в. всемилостивейше повелеть соизволила определить в Кадетской сухопутной корпус. И что святейшему Синоду поручено как определенное Рожественскому в их земле монастырю грамотою блаженные и вечнодостойные памяти государя императора Петра Великаго жалованье выдать с обыкновенною на проезд отсюда дачею, так и просимую ризницу со всем принадлежащим к служению архиерейскому убранством дать и изображенным в помянутом же прошении числом книг снабдить.

По выслушании той записки, хотя все они за такую высочайшую ея и. в. милость нижайшее их благодарение изъявили, но при том, однако ж, не оставили отозваться, да и слезами, и о том, что как главною приезду их сюда причиною было, дабы испросить от ея и. в. потребное снабжение к содержанию в их отечестве до трех полков из тамошних народов для защиты от нападения турецкаго со всем необходимым, то они теперь принуждены объявить, что инако их черногорской народ, конечно, со времянем пропадет и зделается подданным турецким, а при том и от христианства отступит.

А когда между другим вице-канцлер их спросил, сколько бы на то денег потребно было, то они ответствовали, что по крайней мере в каждой год до 10 000 рублев надобно.

АВПР, ф. Сношения России с Черногорией, 1752-1756 гг., д. 7, л. 14 об. — 21 об. Копия.


Комментарии

1. См. док. 81.

2. См. док. 133 и др.

3. См. док. 146.

4. См. док. 162.

5. См. док. 166.