Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

133

1753 г. апреля 22 — Письмо Василия Петровича канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину о борьбе черногорцев с Турцией и с просьбой принять Черногорию под покровительство России

Высокосиятельнейший граф, милостивый государь!

По данному мне от вашего высокографскаго сиятельства приказанию не оставляю я чрез сие о народе нашем черногорском по известию вашего сиятельства покорнейше донесть нижеследующее.

Оной наш черногорской народ напред сего был под владением природных своих принцов Георгия Кастриота и Ивана Черноевича. После тех принцов осталася республика под владением своего митрополита, которая во время блаженныя и вечнодостойныя памяти государя императора всероссийскаго Петра Великого оказала против турок многие храбрости, а имянно, когда е. в. в 1711 году изволил прислать свои высокие граматы в Черную Гору, что по единоверию за е. в. яко за благочестиваго по всей восточной церкви монарха обратить свое оружие против Порты Оттоманской, тогда мой родный дядя митрополит Даниил предводителем себя действительно показал оному народу и за своего благочестивого императора обратил оружие против варваров, яко врагов креста святаго, турков. За что турецкий султан в 1712 году прислал к Черной Горе множество войск под предводительством сераскера Ахмет-паши, которые войска от черногорцев наголову побиты. А после той баталии, хотя Порта и мира требовала, однако, черногорцы на заключение того мира не поступили, дабы своему императору Петру Великому не подать о себе подозрения в неверности. Султан после того, паки в 1714 году отправивши к Черной Горе более 100 тыс. войск под предводительством везиря Думан-паши Чупрелича, которой, клятвою наших 37 офицеров обманувши, арестовал, и, пятую часть Черныя Горы выжегши и многих в полон взявши, да и самую резиденцию разоривши, напоследок оных офицеров повесить приказал.

В 1716 году паки от Босны и Герцеговины множество турецких войск под предводительством двух пашей, два брата Ченгичи, пришли к Черной Горе, кои от нашего воинства наголову побиты. Начальный же их паша и бей, а с ними и оба брата Ченгичи, всего числом 77 человек, в плен взяты, и всем им головы отрублены. Потом в 1727 году Ченгич Бекир- паша для отмщения двух братов, со многим войском приходя к Черной Горе, и те войска от наших наголову побиты ж, а сам Бекир-паша спасся бегом и напоследи от российских войск под Очаковом убит. После того [186] в 1739 году Ходаверди-паша Махмут Бегович со многими пашами ш войском 7 лет на фамилию Дрекаловича воевал и напоследи от воинства нашего наголову побит, а начальные 70 человек в одной башни были заключены и огнем сожжены. Видя таковое свое несчастие против черногорцов, турецкий султан поставил кругом Черной Горы безпеременное войско, давая ему повсегодно великую сумму жалованья. И оное вокруг нас стоящее войско никогда покоя и мира черногорцам не дает.

И тако о сем вашему высокографскому сиятельству донося, приемлю смелость при том покорнейше о следующем представить.

Ежели ваше сиятельство по вашему премудрому разсмотрению разсудите за благо пристойно ея и. в. доложить, не изволит ли ея в. определить оному народу повсегодно на воинское содержание какую-либо сумму денег с снабдением онаго при том и засвидетельствованною ея и. в. граматою, что оной черногорский принципат никому не подвластен, как точию самой ея и. в., самодержице всероссийской.

И буде на то всевысочайшее соизволение воспоследует, то бы принципат черногорской включен был в титул ея и. в., а в грамате императорской (ежели оная дастся) упомянуты были при черногорцах и приморцы, и берганы.

Почему бы к оному нашему народу в случае с турки войны все окрестные славяно-сербские народы присовокупились, и отдали б себя под протекцию всероссийскую.

В протчем как на первое 1, так и на сие покорнейший мои представлении ожидаю милостивой резолюции, и чтоб отправлен я был с высокоматернею ея и. в. милостию обратно к духовному моему стаду и отечеству в надближающемся месяце мае, дабы прежде наступления осени мог я заблаговременно прибыть в свою черногорскую резиденцию. Я же, наконец, поручая себя высокопатронской вашего сиятельства милости, есмь наивсегда, вашего высокографского сиятельства, милостивого государя, покорнийший слуга и усердны богомолец, смирены митрополит черногорски, скендериски и приморски и трона сербского

екзарх Василий Петрович 2

Апреля 22-го дня 1753 году.

Помета на л. 46: Сие представление изволила ея и.в. слушать в 17-й день сентября 1753 г.

Помета под текстом: С сего письма копия послана в Константинополь к резиденту Обрескову при рескрипте № 23 от 9 июня 1755 г.

АВПР, ф. Сношения России с Черногорией, 1752-1756 гг., д. 7, л. 46-47 об. Подлинник.

Опубл.: Драгович. М. Материиал за историиу Црне Горе..., с. 14-15.


Комментарии

1. Письмо Василия Петровича А. П. Бестужеву-Рюмину от 7 марта 1753 г. Опубл.:: Вуксан Д. Преписка..., с. 18.

2. Публикуемое письмо Василия Петровича преследовало цель — добиться покровительства России. Именно поэтому он стремился доказать, что Черногория никогда не была завоевана Турцией, а всегда оставалась свободной землей. В действительности Черногория с конца XV в. находилась в составе Османской империи, хотя пользовалась автономией. В конце XVII в., когда Порта попыталась добиться ее полного порабощения, черногорцы начали борьбу за освобождение от османского владычества и первыми из югославянских народов в 1796 г. добились фактической независимости.