Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

126

1752 г. ноября 5. — Донесение Коллегии иностранных дел в Сенат об изменении резолюции Сената относительно принятия сербов в русскую службу в связи с препятствиями их выезду в Россию со стороны австрийского правительства

Копия с доношения, поданного в Сенат в 5-й день ноября 1752 года

Какие дела в бывшем 22-го и 23-го чисел минувшаго сентября собрании правительствующаго Сената обще с Коллегиею иностранных дел касательно приходящих в службу и подданство ея и. в. сербов слушаны,, о том, яко же и о приемлемых по причине произшедших с стороны венскаго двора в отпуске оных сербов затруднений резолюциях сочиненной в правительствующем Сенате протокол, будучи уже набело изготовлен и от господ сенаторов подписан, пред нескольким времянем прислан для подписания ж канцлеру и вице-канцлеру с членами коллегии.

Но понеже сей протокол прежде изготовления набело, дабы напред об оном согласиться возможно было, в коллегию не сообщен, а для коллегии сумнительно было оной подписать и тем на себя определение принять, которого исполнение в самом деле весьма ненадежно, ибо в резолюциях сего протокола между иным написано, чтоб в пополнение произведеннаго при венском дворе российскими министрами, а напоследок врученною здесь послу Претлаку промемориею домогательства Коллегии иностранных дел и впредь такия ж домогательства всеми пристойными образами неотменно продолжать, дабы римская императрица, венгеробогемская королева прежней свой о сербах данной указ, чтоб тех, кои похотят быть в российской службе, без задержания отпускать и пассы [175] им давать к непременному исполнению возобновила и утвердила. А после того произведенный от министров венскаго двора в выезде их, сербов, препятствии, запрещении и удержании и прочия употребляемый предосудительный поступки вовсе опровержены и уничтожены и форпосты сведены были б. И на таком бы основании пребывающему ныне в Вене российскому послу графу Кейзерлингу всеусильныя старании и домогательства неотлагательно велеть дружеским образом продолжать, предупреждая наипаче того, дабы во всем том от двора императрицы королевы формально отказано не было, что наиболее всего высочайшему ея и. в. достоинству предосудительно быть может. Но сие последнее, дабы во всем, что вышеозначенным образом требуется, отказано не было, предостеречь невозможным быть видится, особливо же когда и без того ныне довольно сведомо, что венской двор на отпуск многих людей из своих областей склонности не имеет.

Еще в резолюциях того протокола написано: чтоб тем сербам, которыя от императрицы королевы к выезду сюда пашпорты получат, а на пропитание и на проезд в дороге с фамилиями своими недостаток имеют, давать по разсмотрению здешняго посла ради того их неимущества на пропитание и на проезд до российских границ по нескольку денег из казны ея и. в. и на то употребить до 20 тысяч рублев. Но сие видится излишно, потому что хотя б и подлинно таким людям посол здешней деньги раздавал, которыя к выходу в Россию пашпорты имели б, однако ж, нарекания и безславия в том убежать не можно будет, якобы с здешней стороны таких людей покупают; к тому ж иногда случится, что такие люди, выманя только деньги, в Россию переходить не будут. И для того лутче было б на вспоможение для поселения им деньги уже в то время давать, когда они в российския границы придут.

Того ради о сем докладывано было ее и. в., предоставляя наипаче высочайшему ея в. соизволению, каким образом в том поступлено быть могло б.

И ея и. в. всемилостивейше соизволила содержанныя в помянутом протоколе резолюции слушать и притом указать отменить из оных следующее:

1. Чтоб домогаться у венского двора о возобновлении прежняго указа и позволения на выход в Россию всем тем сербам, кои похотят оное отставить, ибо чаять не можно, чтоб успех в том был; но вместо того писать к послу здешнему, что ежели кто из сербов сами у тамошняго двора об отпуске в Россию просить будут, то б он с своей стороны им способствовал и, колико пристойно и возможно будет, о позволении им на выезд старался, не подавая, однако ж, поводу к каким дальнейшим и неприятным произшествиям.

2. На дачю таким к выезду в Россию желающим сербам, хотя б они и пашпорты уже имели, никаких денег чрез посла здешняго тамо не употреблять и тем поводу ко всяким излишним толкованиям не подавать, но вместо того могут они такою дачею вспомоществованы быть по приезде в российския границы 1, как в том уже поступано пред сим с приезжими сербами в Киев.

3. При том же соизволила ея и. в. указать едущаго сюда в Россию из Вены отпущеннаго сербенина Шевича с находящимися при нем и после к нему в команду из-за границ приходящими сербами селить около Казани или в других местах по Волге, где порожния и удобныя к тому места найдутся, и для отискания и осмотру таких мест послать ныне нарочных людей из Сената.

4. А прочия в вышеозначенном сенатском протоколе содержанныя резолюции ея и. в. всемилостивейше апробовать и указать соизволила о сих [176] ея в. повелениях дать знать Сенату из коллегии, как то чрез сие и исполняется, прилагая при сем же обратно и вышеозначенной в правительствующий Сенат сочиненной протокол.

А что надлежит до 1-го пункта вышеписанных ея и. в. повелений, то об оном к пребывающему при венском дворе здешнему послу графу Кейзерлингу ис Коллегии иностранных дел немедленно писано будет.

АВПР, ф. Сношения России с Сербией, 1752-1757 гг., д. 1, л. 64-67. Копия.


Комментарии

1. Выдача денег на переезд лишь после перехода российской границы значительно затормозила переселение крестьян и ремесленников из югославянских земель, не имевших средств на передвижение до границы, и, наоборот, способствовала переселению состоятельных горожан, мелких и крупных собственников.