Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

119

1752 г. июля 21 — Прошение подполковника Р. Прерадовича Елизавете Петровне об оказании помощи в переселении членов его семьи в Россию

Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня императрица Елисавет Петровна, самодержица всероссийская, государыня всемилостивейшая.

Бьет челом бывшей в римской императорской службе подполковник регулярных гусарских полков иллирической нации пренобель (Вельможа) Райко Прерадович.

А в чем мое прошение, тому следуют пункты:

1. В. и. в. без сумнения от вашего в Вене посла графа Бестужева-Рюмина обстоятельно донесено, каким образом я, наиглавнейше по единоверию, восприяв желание из тамошней службы со всею моею фамилиею в высокославную в. и. в. службу ж и вечное подданство перейти. И прося тамошней двор, чтоб я и с помянутою моею фамилиею в Российскую империю, так же, как прежде и другие из моей нации, увольнен был единственно за оказанное мною в том к в. в. усердие и ревность, под строгим и тяжким арестом чрез пять месяцов страдал, но что от принятаго мною единожды намерения ни угрозы смертною казнию, ни же обещании о повышении чином генерал-майора меня отвратить не могли. Почему я всего того всенижайше и повторять не дерзаю.

2. Напоследок римской императорской двор, видя мою непоколебимость, из сего долговремяннаго тяжкаго ареста освободил, обещая как мне, так и всей моей фамилии к выезду в Россию паспорты дать. Но понеже и потом мне тамо многие обиды чинены были, того ради я за лутче разсудил, оставя тамо протчую свою фамилию, дабы оная после за мною сюда уже следовала, о даче мне только с женою, сыном и племянником к выезду наперед в Россию паспорта просить, еже мне хотя в такой же силе, как и прежним из моей нации сюда выходцам дозволено. Точию при том тамошней двор, знатно опасаясь, чтоб по кредиту моему в нации и другие фамилии примеру моему переходом в империю в. в. не последовали, взял с меня реверс, что я при выходе моем в Россию отнюдь в Славонию или Баннат не заеду.

3. Таким образом я теперь только с тремя персонами пред некоторыми днями сюда приехав, припадаю к стопам в. и. в., всенижайше прося, дабы по прославляемому в свете милосердию в. и. в. и по учиненному мне еще тамо от посла в. в. обещанию о изходатайствовании мне здесь чрез его брата, в. в. канцлера, равнаго с господином Хорватом чина. Також и в разсуждении претерпеннаго изнурения за единственное к в. и. в. усердие, как я оным обещанным рангом на равном во всем с господином Хорватом основании всещедрейше пожалован, так и выезжающая оттуда после моя фамилия, которой роспись посол в. и. в., чаятельно, прислал и чему я другую в запас при сем всенижайше прилагаю, [166] означенными в оной чинами в мой же в свое время учреждаемой полк всемилостивейше взысканы в число верных подданных и рабов в. в. милостиво приняты. И мне со всею моею означенною фамилиею в новозаводимой Сербии места для поселения, не меньше ж мне и команда независимо от генерал-майора Хорвата дана. Також чтоб послу в. и. в. в Вене повелено было при тамошнем дворе старании свои приложить, дабы и оставшейся моей там фамилии равномерная ж свобода к выезду сюда дозволена была в таком случае, буде б иногда какие в том затруднения оказались.

4. В протчем я по моему в нации знакомству и кредиту хотя и надеюсь несколько тысяч православнаго народа, особливо же под игом турецким находящегося, в империю в. и. в. для формирования гусарских полков доставить, когда единственно только свободной проход чрез области ея в. императрицы королевы изходатайствован и некоторая сумма денег на пропитание в дороге сих людей определена была б. Однако ж не дерзаю точно обнадежить, чтоб то ныне в скорости воспоследовать могло. Особливо же, что теперь неосторожностию отправленных туда от господина Хорвата офицеров все сие для здешней империи веема полезное дело, так сказать, совсем испорчено, ибо помянутые офицеры тамо почти явно людей в российскую службу набирают, чем и возпричинствовано, что тамошней двор такой выход настрого запретил.

За показуемую мне и фамилии моей в том всевысочайшую милость я не престану господа бога о долголетном и благополучном государствовании в. и. в. молить.

К сей челобитной я, Райк де Прерадовича, свою роуко (Так в тексте) подписую.

В Санкт-Петербурге 21 июля 1752 г. К поданию надлежит в государственную Коллегию иностранных дел.

Роспись фамилии подполковника Прерадовича, а имянно:

Георгий Прерадович, майор; Алексии Прерадович, лейтнант; Аврам Рашкович, секунд-майор; Михаил Прерадович, лейтнант; Гаврил Прерадович, лейтнант; Иоан Прерадович, лейтнант; Исаак Радованович, капитан; Афонасей Прерадович, прапорщик; Божа Михаилович, капитан; Петр Прерадович, вахтмейстер.

Помета на л. 1: С сего прошения копии сообщены в Сенат при доношений и в Военную коллегию при промемории в 1-й день сентября. Також и в Вену к послу графу Кейзерлингу при рескрипте № 4, 1752.

АВПР, ф. Сношения России с Сербией, 1752-1757 гг., д. 1, л. 1-3. Подлинник.