Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

110

1752 г. января 11. — Указная императорская грамота за подписью Сената генерал-майору Й. Хорвату с перечнем условий поселения и воинской службы сербов в России

Божиею милостию мы, Елисавет Первая, императрица и самодержица всероссийская и протчая, и протчая, и протчая.

Нашему генералу-майору Ивану Хорвату.

Понеже из похвального и православного сербского народа бывшия до сего времени в службе и подданстве нашей доброй приятельницы ея в. императрицы римской, королевы венгеро-богемской люди, а именно: выбывшей тогда полковник Хорват и другия разных фамилей офицеры и нижния чины, получа на то от высокоупомянутой ея в. императрицы королевы совершенную свободу и возимея к нам и нашей империи особливое усердие, предъявили свое истинное и усердное желание в нашу империю с их фамилиями на житье перейтить, в нашу службу вступить л вечно в нашем подданстве остаться и всенижайше у нас просили о показании вам в том нашего высочайшего призрения и милосердия и чтобы мы всемилостивейше повелели вам в нашей империи отвести удобныя места для вашего поселения. Мы же о принятии сего вашего прошения в наше милостивое разсуждение не токмо уклониться не хотели, но паче к имеющему вашему к нам усердию и подданическому желанию наше высочайшее благоволение и милость оказать для того соизволили, что сей православной сербской народ, с нами единоверной, и что вы, ныне приходящие из онаго в нашу империю, от прежде имевшаго вашего подданства разрешение и свободу имеете.

Того ради мы всевысочайше и всемилостивейше повелели, яко же ж силою сей наш [ей] особливо для вас и других православных народов грамоты повелеваем как вас, пожалованного от нас чином генерала-майора, и других, с вами уже в наши границы пришедших, так и впредь еще приходящих офицеров и других всяких чинов людей с их фамилиями и служительми в наше подданство и службу безпрепятственно принимать и по учинении в таком новом вас подданстве и верности к нам надлежащей присяги поселить вас и содержать в нашей империи на таком основании, как о том по учиненному от вас, генерала-майора Хорвата, представление от нас определено и как то ниже сего следует, а именно:

1. Всемилостивейше соизволяем и поручаем мы вам, генералу-майору Хорвату, с другими при вас выехавшими офицерами старание иметь, из православных сербскаго, македонскаго, болгарскаго и волосскаго народов призывая в службу и подданство наше добровольно таких людей, которые к переходу из своего отечества охоту и свободу имеют, набрать и учредить 4 полка регулярных, в том числе 2 гусарские и 2 пандурские, каждой полк в 4 тысячи человек 1, а в том же числе в пехотных пандурских полках быть по тысяче человек гранадиров, и в одном гусарском полку, который для себя вы, Хорват, наберете, повелеваем непременным полковником быть вам, Хорвату, а по вас всегда из детей ваших по достоинству и заслугам во оном же полковниками быть. Еще ж всемилостивейше повелеваем:

2. Чтоб каждой полк из оных купно с штацскими и обер-офицерскими в 20 ротах состоял.

3. Сим вновь учреждаем полкам старшинство и равенство в команде штаб-, обер- и ундер-офицеров иметь против прочих драгунских и пехотных полков от армеи нашей.

4. Сии же новоучреждаемые полки с их собственными командирами [154] в главной команде всегда имеют быть у тех персон, которым от нас регулярное наше войско в команду поручено будет.

5. Для поселения помянутым полкам под строение их домов, також под огороды и пашни отведены и даны будут в удобных местах довольный и для житья выгодные земли каждому чину по пропорции, и те земли особливо им утверждены будут от нас в вечное и потомственное владение, а сверх того служащим в тех полках людям и наше денежное жалованье определено и давано быть имеет, как ниже сего объявлено, а они потребным оружием, мундиром и лошадьми сами себя и от своей экономии в даемых им землях снабдевать и содержать будут.

6. Сие поселение гусарских и пандурских полков названо и имяновано быть имеет «Новая Сербия».

7. На определяемых к тому поселению местах никого кроме их, сербов, и вышеозначенных в нашу империю выходящих народов селиться не допускать.

8. При настоящем новом приезде и для вспоможения в издержках к вознамеренному поселению вам, генералу-майору Хорвату, и протчим ныне с вами выехавшим офицером и другим чинам с приезду вашего в нашу империю выдать наше денежное годовое жалованье и за порции и рации, а имянно: вам, генералу-майору, против окладу против армейскаго генерала-майора и на деньщиков, а протчим чинам по штату наших гусарских полков. Також и другим, которые в нашу империю выезжать будут, давать с приезду их по тому ж на один год паше денежное жалованье и за порции и рации, что надлежит деньгами ж, а впредь как вам, генералу-майору, и штаб-, обер- и ундер-офицерам, так и протчим чинам до рядоваго гусара и пандура в мирное время давать повсегодно одно денежное жалованье, а рядовым на 4-х тысячней полк для служащих командированей и посылок одно же денежное жалованье только на тысячу человек, понеже протчия рядовые гусары и пандуры, которые в домех своих жить будут, могут довольствоваться от земли, а когда полк состоять будет в числе меньше 4-х тысяч человек, то давать оное жалованье по пропорции, а имянно на четвертую часть наличнаго числа рядовых. Когда же из полку случится быть в командировании от домов их вдаль многому числу или всему полку как в мирное, так и в военное время, в таком случае давать им наше жалованье полное с порционами и рационами.

9. В тех же местах, где оные учреждаемые полки поселены будут, определены быть имеют при всякой роте особливые угодные земли по разсмотрению для пропитания вдовам и детям их, оставшим в сиротстве после умерших штап-, обер-офицеров и протчих чинов, и такими землями владеть им до того времени, пока вдовы замуж выдут, а дети их до возрасту и к службе в состояние придут. Таким же вдовам, а особливо кои детей имеют, давано будет по смерти мужей их по пропорции чинов единожды годовое жалованье.

10. Для обороны во всяком случае от нападения неприятельскаго новопоселяемых их гусарских и пандурских полков жилищ позволяется в пристойном месте при оных по разсмотрению определенных от нас к тому поселению персон с общего с вами, генералом-майором Хорватом, согласия зделать в нынешнем году земляную крепость, которую имяновать «Крепость святыя Елисаветы», а в той крепости по сделании оной быть нашему коменданту брегадирскаго рангу и под его и; ведением учредить во оной гарнизонную канцелярию и в гарнизоне содержать там из ландмилицких полков потребное число с переменою, по разсуждению нашей Военной коллегии.

11. Служащим во оных полках людям в мирное время позволяется: [155] вольную торговлю и промыслы свои иметь как в пограничных и внутренних нашей империи местах, так и в Крыму, в Молдавии и в Польше, но в великороссийских и малороссийских городах и местах торговать им с платежем положенных в тех местах по указом наших пошлин, а в собственных их жилищах торговать безпошлинно. А ежели кто из них поедет для торгу за границы, оным брать пашпорты от своих полковников.

12. Також позволяется в том их поселении церкви строить и содержать и священникам только тем, которые при полках будут, жалованье наше давать по штату гусарских полков, а прочих священников, кои будут при построенных в том селении церквах, также школы, ежели им потребны будут, оные строить и держать на своем коште 2.

13. Что надлежит до учреждения в том поселении кабаков, мясных и других торговых лавок и протчего тому подобнаго, то сие учреждение позволяется учинить вам, генералу-майору Хорвату, по благоизобретению вашему. Однако ж для конфирмации оное представить имеете нашему Сенату.

14. Юрисдикциею и судом помянутым в службе и подданство наше приходящим сербам и другим народам, яко воинским людям, быть во всяком под нашим воинским уставом и артикулами онаго.

15. Чтоб для укомплектования помянутых же вновь учреждаемых гусарских и пандурских полков надлежащее число людей столь лутчим успехом набрать возможно было, для того наше соизволение такое есть, что не иных штаб- и обер-офицеров в службу нашу ко оным полкам принимать, как токмо таких, кои некоторое число людей в нашу империю привести обязуются.

16. В протчем мы всевысочайше и всемилостивейше соизволяем и чрез сие наикрепчайше повелеваем всем нашим воинским и гражданским камандирам, управителям и нижним чинам, особливо же нашим подданным Малороссийскому и Низовому Запорожскому войскам, чтоб все оныя и каждой из них, колико до кого сие касаться может, не инако, но точно и непременно по силе всей нашей всемилостивейшей грамоте поступали и выше сего означенным из православных сербскаго, македонскаго, болгарскаго и волоскаго народов в службу и подданство наше приходящим людям при их на пожалованных от нас землях и местах поселении и потом дальнейшем пребывании не токмо какое помешательство, притеснение или обиды приключать отнюдь не дерзали б, но и в потребных случаях по возможности всякое благоволение и вспоможение им, яко новопришедшим и доброе усердие к нашей империи возимевшим, всегда показывали б под опасением за неисполнение по сему нашего гнева и достойнаго наказания.

17. И яко мы надежду имеем, что сии православные народы с коликим усердием и желанием своим в наше подданство ныне приходят, столь и на вящшею ревностию и верностию всегда под нашею державою пребывати и службах наших, так и впротчем всегда же к нам и интересам нашей империи усердствовать и радение оказывать будут, тако мы чрез сие же наисильнейше их обнадеживаем и уверяем, что они с их фамилиями в нашем подданстве не токмо при всех тех выгодах и пользованиях, которые выше сего в сей нашей грамоте описаны, непременно содержаны быть имеют, но по обстоятельствам и оказуемых от них заслугам и верности впредь еще и дальнейшею нашею императорскою милостию и благоволением пользоваться могут.

А понеже вы, наш генерал-майор Хорват, всеподданейше просили нас, егда нашим всевысочайшим соизволением то ваше прошение опробовано будет, то б нашим всемилостивейшим дипломом или имянным указом утвердить и вас как скоро возможно с пристойною при вас командою [156] отправить, ибо которые люди возприяли намерение в державу нашу прибыть, от вас по крайней мере к последним числам будущаго февраля месяца ответ ожидают. Того ради мы, наше и. в., всемилостивейше повелели ехать вам в Киев немедленно, а во удовольствие вашего прошения и на первой случай, с чем бы вы могли в Киев приехать и возприявшим намерение из сербов и других показуемых от вас, Хорвата, людям в нашу империю выехать пристойной ответ учинить, дать вам сию нашего и. в. грамоту за подписанием нашего Сената, а впредь во утверждение всего вышеписаннаго имеет быть дана вам наша всемилостивейшая привилегия за подписанием нашего и. в. собственный руки, которая прислана будет к вам в Киев с нарочным.

И нашему генералу-майору Хорвату о том ведать и учинить по сем нашего и. в. указу. Дан в Санкт-Петербурге генваря 11-го дня 1752 году. У подлиннаго подписано тако:

По указу ея и. в.

Канцлер, действительный тайный советник, сенатор и кавалер граф Алексей Бестужев-Рюмин

Сенатор, генерал и генерал-адъютант, гвардии подполковник, камергер и обоих российских орденов кавалер Алексей Бутурлин

Сенатор, действительный тайной советник, камергер и кавалер князь Борис Юсупов

Сенатор, адмирал, тайный действительный советник и кавалер князь Михайла Голицын

Сенатор, генерал-аншефт, генерал-адъютант, действительный камергер, лейб-компании подпорутчик, кавалер граф Петр Шувалов

Сенатор, генерал-лейтенант и кавалер Иван Бахметьев

Сенатор, тайной советник и кавалер князь Иван Щербатов

Сенатор, тайный советник и кавалер князь Алексей Голицын

Сенатор, тайный советник и кавалер князь Иван Адоевский

Обер-секретарь Матвей Козмин

Секретарь Семен Орлов

АВПР, ф. Сношения России с Австрией, 1752 г., д. 11, л. 80-84, Копия.

Опубл.: ПСЗ-І, т. 13, М 9924.


Комментарии

1. Как видно из указной грамоты, русское правительство рассчитывало принять на русскую службу значительное число сербов и «других православных народов». Как и предполагалось, было образовано два гусарских полка и два пандурских (пехотных, вооруженных пиками), правда, численность каждого полка была меньше ранее предполагаемой.

2. Чрезвычайно важна для сербов была 12-я статья указной грамоты. По этой статье народы, лишенные в Австрийской и Османской империях прав на свободу вероисповедания и обучения детей, получали эти права.