Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

103

1751 г. мая 30. — Письмо черногорских старейшин русскому поверенному в делах в Константинополе А. М. Обрескову с просьбой о защите от нападений османских пашей 1

Перевод с письма старшины черногорской, адресованного в Константинополь на имя российскаго посла, а порученнаго незапечатаннаго (Так в тексте) надворному советнику Обрескову от венедкаго посла Лезие в 6-й день июня 1751 году

Высокородный и превосходительный г[оспо]дин, г[оспо]дин почтеннейший патрон!

Чрез сие покорное наше письмо должно кланяемся вашему превосходительству мы, губернатор, сердарь, благородные старшина и чиновныя всея Черныя Горы, сообщая, коим образом известились мы, что, Бошняцкой, Ерзеговинской, Скендарской и Албанской областей его солтанова величества коменданты послали челобитны за их печатьми в Константинополь з жалобами на нас Оттоманской Порте и для испрошения указа [143] и повеления салтанскаго, дабы им с оттоманским войском противу нас соединиться, хотя мы от е. в. того не заслуживаем, ни же мятежники, но его подданные и даем собираемые подати, как явствует из даванных нам квитанцией и описей е. в. от мусасилей в платеже податей, кроме что аги и протчие здешние турецких городов турки, желая показать нас мятежниками, убивство чинят, в плен берет, домы грабят, скот отгоняют, землю, от которой пропитание имели и подати платили, насильно владеют. Словом сказать, все отняли. А когда какая фамилия или черногорская деревня при нападении турецких партей, для причинения убивств, взятья в полон и отнятия пожитков без салтанского указу и повеления в защищение свое от насильства турецкаго обороняется, и когда какого турка убьют, как то прошлой зимы случилось, что турки из одново места, пришед во многолюдствие, одно черногорское владение обступили и скот у тамошних обытателей отогнали, при котором случае те бедные люди за пожитки свое учинили сражение с ними и, обороняясь, нескольких убили, то хотя не черногорцы на турок, но турки на черногорцев нападают и скот у них, как выше объявлено, отгоняют, но со всем тем турки жалобу салтану приносят и отмездие ищут. Мы же, претерпевая от помянутых турок всегда злоутеснение, не имеем кому о том жаловаться и плакаться, но токмо на всевышшаго, на светую веру и на ваше превосходительство как на посла российскаго императорскаго двора, защищающего всякаго христианина, которому мы всегда даже с кровопролитием своим верно служили, как и всегда при всяком случае и повеление чинить не преминем.

Превосходительный господин, заступи за нас, как за верных своих слух и храбрых салдат в потребном случае, так как прежния послы для любви божией, для христианской веры и для души своей делывали, дабы мы от турецкаго насильства не истреблены были, и толико бедных христиан в турецкия руки в полон не впали бы. Представь салтану препоручаемый вам те месукии тескере наши (кои здесь при оригиналах оставлены) и исходатайствуй удержать вышереченное войско, и дабы прислан был к нам мусали с салтанскими тескере для усмотрения бедности нашей, которому дадим подать по возможности, потому что взять негде, все земли, принадлежащие Черной Горе, города Мизаоница, Лесанска найя и Плесивацка найя сада осом насильно отняты, не оставшись нам, как токмо бедность и голые камни без полей и без всяких угодьев.

Однако вред, колико можем е. в. давать оную, не преминем, токмо бы один человек для хранения правосудия прислан был, и того ради просим вас, превосходительнаго патрона, возиметь труд для любви божией его солтанову величеству о нас и о нашей просьбе как наилутче по добродетели своей заблагоразсудите, и уповая на всевышнего, что оное войско отменится, готовыми находимся и по велению вашему. И да сохранит всевышни ваше превосходительство.

Из Черной Горы майя 30-го дня 1751 году.

АВПР, ф. Сношения России с Черногорией, 1752-1756 гг., д. 7, л. 102 — 103 об. Пер. с серб. яз.

Опубл.: Бажова А. П. Русско-югославянские отношения во второй половине XVIII в. М. 1982, с. 231-232.


Комментарии

1. Положение Черногории продолжало оставаться напряженным. С одной стороны, постоянные притязания Венеции на черногорскую территорию, с другой — непрекращающиеся попытки турецких пашей заставить черногорцев платить харач. В этих условиях «черногорский збор» направил вновь назначенному в Константинополь русскому министру-резиденту А. М. Обрескову письмо. Его цель — объяснить, в каком критическом положении оказалась Черногория, и просить заступничества России (см.: Станоиевич Г. Митрополит Василине Петрович и ниегово доба. 1740-1766. Београд, 1978, с. 94).