Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

16

1711 г. мая 20. — Письмо С. Л. Владиславича-Рагузинского к сербским полковникам И. Текелии, Вуличу и X. Рашковичу с призывом выступить против Османской империи

(Датируется по содержанию: письмо отправлено на четвертый день после выступления русского конного корпуса к Дунаю 16 мая 1711 г.)

Высокопрепочтенным и благородным господам оберштером славено-сербским господину Иоанну Текелии, господину Вуличу и господину Хаджи Момею Рашковичу.

Уже довольно известно вашим благородиям о войне турецкой, како неправедно Турции начали воевать на подданные нашего всемилостивейшего царя и государя, е. ц. пресветлаго в. всероссийскаго императора, которы суть токмо едины между монархами защитителем православной церкви восточной, чрез котораго, ежели богу будет угодно, и добрые сердца христианския всяк по своей ревности будет против врага своего христианскаго действовать, уповаем на бога, силу и гордость бусурманскую уничтожить, а христово имя по всей вселенной прославить. И того ради е. в. не токмо намерен силами и войсками своими и великим иждивением, и кровопролитием войска действовать начать, но и свою освященную высокую особу всякому труду воинскому подложить за освобождение всех христиан от ига бусурманскаго, о чем к вашим благородиям писано многократно 1, призывая ваши особы, дабы могли с войсками вашими и войсками е. ц. в. соединиться и показати славы древние ваших народов и освободить себя и наследников своих не токмо от ига бусурманскаго, но и прочих церкви православной восточной гонителей, и получить древние вольности, и прежних деспотов владения обновить, по них сие время от бога послано, а от ваших ковалерских сердец давно желанно.

С капитаном Богданом Поповичем в марте месяце к вашим благородиям писано 2. И ради уверения некоторые белеги (Здесь — грамоты (серб.)) монаршеския посланы, и ожидаем с желанием уважити [получить] ваше последнее намерение.

Майя месяца в первых числах из Явора от двора монаршескаго нашего всемилостивейшаго царя и государя к вашим благородиям с отцем архимандритом Григорьем Сербином також писано. [35]

А ныне я по моей к вам братской любви посылаю сие письмо с Петром Сербином и Лазарем, кои недавно [в] Ясу пришли от вас, и при сем вашим благородиям доношу, что 30 000 войск регулярных, добро оружных, под командою генерала-фелдмаршала и ковалера графа Шереметева, в том числе большая часть ковалерии, за Днестр в Влашкую землю пришло и по двух или по трех днех, ежели бог изволит, будут в Ясу, ибо 3000 войск наших от ковалерей четвертаго дня на помощь тамошнему государю Кантемиру 3 послано, кой со всеми своими войсками и земл[е]ю отдался в подданство и протекцию нашего всемилостивейшаго царя и государя, е. ц. просветлаго в., и союзил войску свою с нашими и добросердечно против неприятеля востал и немалое число турков и татаров в плен забрал, и имеет на бога надежду, что не токмо может получить от монаршеской пресветлой милости награждение, но еще и славу вечную, и царство небесное наследити; которой не смотрит конца, но добросердечно за веру и отечество свое. Також надеемся и на ваши особы, чтобы не почекали дне и часа в сие ж от бога посланное дело вступить и тамо прити к нам к Дунаю изволить, ибо мы посланы по указу монаршескому к Дунаю не токмо навстречу туркам, но точию и баталию дать и на сию страну не пропущать, ежели все силы их еще не перебрались чрез Дунай. А ежели вширь с многолюдством перебрался, имеем с помощию божиею защищать Влашкую и Молдавскую землю и ожидать ц. пресветлаго в. пришествия, кой со всею своею армиею главною и с великою артиллериею по 10 днех нашим же трактом изволит шествовать, при котором суть многочисленные регулярные войска как ковалерии, так и инфантерии, також казацких, калмыцких, колских и 4000 унгров, добро оружных под командою принца Ракоции, которой валантером желает служить с войсками е. ц. в. сей войне против неприятеля и врага христова 4.

И я по указу нашего всемилостивейшаго царя и государя послан к вышеупомянутому господину фельдмаршалу графу Шереметеву 5 ради отправления в сем походе министерских дел и воинскаго совета. И понеже я есам сербин природою и лист от гор ваших, желаю добросердечия вам, благодетелем и братии моей, при сем высоком дворе служить, елико мощь моя, и о том, надеюсь, капитан Богдан словесно вашим благородиям доносил, како мое есть желание о вашей славе и вольности, и каковое мое при сем монаршеском дворе не по моему достоинству и по его царскому милосердию. Прошу вас, моя любезная братия и господа, забудить страх и дальние разсуждения, не будите последни в таком главном деле, но како наискорее может вооружитесь, приидите к нам, поновите славу древних сербских деспотов, за что можете имати от бога милость и от ц. пресветлаго в. дарование. И поновит вам и наследникам вашим древния вольности, дабы не остались в последней чести между народами, но первый по вашим благоразумеем и храбро, ежели бог допустит, обрелися. И когда изволите сие письмо получить, прошу вашу братску любовь, а наипаче господина оберштера Текелю, то изволите мне с ним же куриером ответствовать часа непочекавати, но объявить последнее ваше намерение и поход, да могу моему всемилостивейшему царю и государю донести.

Господин генерал-фелдмаршал граф Шереметев и протчия е. ц. в. высокоблагородныи господа генералы вашим братским особам поздравление посылают и желают вашей братской любви и сообщества, да могут единокупно на неприятеля воевать и имя христово прославлять.

А я пребываю ваш, предпочтенных и благородных, любезнейшей брат и доброжелательный слуга ц. пресветлаго в. надворный советник и кавалер

Сава Владиславич

АВПР, ф. Сношения России с Черногорией, д. 50, л. 1-4 об. Копия.


Комментарии

1. Петр I дважды обращался с письмами к представителям австрийских сербов, которые должны были соединиться с русской армией в районе Дуная. Еще в мае 1710 г. Текелия, Вулич и Рашкович направили в Москву Богдана Поповича с письмом, в котором сообщали, что 10 тыс. сербов из габсбургских владений готовы в случае войны с Турцией соединиться с русскими войсками. Осуществить свои намерения в 1711 г. сербам не удалось из-за противодействия австрийских властей. Однако после того, как 9 декабря 1711 г. Османская империя вновь объявила войну России, сербские предводители вновь обещали послать в помощь русской армии отряд в 10 тыс. человек (Письма и бумаги... М., 1975, т. 12, вып. 1, с. 423).

2. С. Б. Поповичем была направлена грамота Петра I с призывом к славянским народам принять участие в войне против Турции (см. док. 13).

3. Дмитрий Кантемир — молдавский господарь. Намеревался освободить Молдавию от турецкого ига, использовав помощь России. После заключения Прутского мира вынужден был переселиться в Россию, которая стала для него второй родиной.

4. Ференц Ракоци II (1676-1735) — князь Трансильванского княжества, вождь венгерских повстанцев, боровшихся за освобождение страны от габсбургского владычества. 1 мая 1711 г. в Сатмаре был утвержден мирный договор о переходе Трансильвании под власть Габсбургов. Часть восставших, не признав этого соглашения, перешла на русскую службу. Это был 4-тысячный отряд под командой Ракоци, надеявшегося на помощь Петра I (История Венгрии. В 3-х т. М., 1971, т. 1, с. 327, 418, 427-431, 449; Письма и бумаги..., т. 11, вып. 1, с. 337, 493).

5. 7 мая 1711 г. Петр I писал В. В. Долгорукому и Б. П. Шереметеву: «Да для советов в тамошних делах посылаем надворного нашего советника господина Саву Рагузинского» (Письма и бумаги..., т. 11, вып. 1, с. 223).