Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

13

1711 г. марта 3. — Грамота Петра I черногорскому народу с призывом к антиосманскому восстанию в связи с началом русско-турецкой войны 1

Божиею милостию мы, Петр Первый, царь и император всероссийский и прочая, и прочая, и прочая.

Благородным, превосходительнейшим, почтеннейшим преосвященным митрополитам, князьям, воеводам, сердарем, арамбашам, капетаном, витезам и всем доброжелательным християном православный веры греческия и римския и прочим духовнаго и мирскаго чина людем Сербии, Славонии, Македонии, Босны, Эрцеговины, а имянно: черногорцам, никшичам, баняном, пивляном, дробняком, гачаном, требиняном, харватам и протчим христолюбивым, обретающимся под игом тиранским турского салтана, здравствовати и радоватися.

Известно да будет вашим благородным особам и всем народам, почитателям распятия Христа, бога нашего, чрез него же вси надеемся во царствие его внити, добросердечно потрудившеся за веру и церковь. Понеже турки варвары, христовой церкви и православнаго народа гонители, многих государств и земель неправедно завоеватели и многих церквей и монастырей разорители, недовольни суть владением Грецкого империя и иных многих потентатов, не завоеванных, но неправдою взятых, и, прельщая сирых, убогих и вдовых, склоняют прежде во свою протекцию, [30] а потом, яко волцы, овец расхищали и стадо християнское разоряли и толикые християнские провинцыи в подданство неправедно привели, яко и доныне тиранством и мучением оных разоряют и в поганеную магометанскую веру насильно приводят. А ныне, видя они нас, наше ц. в., и християнскому народу доброжелательных и за помощию всемилостиваго бога в воинских поступках предуспевательных, возимевше подозрение, якобы мы намерены обирать от них неправедное завладение земель и христианом, под игом их стенящим, вспомогать, то они, турки, союзився с еретиком королем шведским (который божиим всепоможением чрез оружие наше побежден и войско его наголову побито и в полон взято и государства его немалая часть завоевана, а достальное в последнюю нищету и разорение праведною нашею войною приведено, и отобраны не токмо наших блаженныя памяти самодержцев земли и городы от неправеднаго швецкаго владения, но и три превеликия провинцыи со многими градами круг моря Балтийскаго завоеваны. Итако, чрез божию милость оружие наше прославлено, о чем, надеемся яко вашим особам есть известно), нашему ц. в. неправедно, без жадныя от нас данныя им причины войну объявили 2 и посла нашего, в Константинополе пребывающего, в темницу засадили, намеряюще и остатное стадо христово в подданство привести. Того ради, взирающе мы на сицевыя их неправды и на християн гонение, призвавше бога на помощь, понудихомся собирать не точию наши войска и силы, но и протчих патентатов, союзников наших. И сего года весною намерение имеем, дабы не токмо возмощи нам противу неприятеля-бусурмана с воинством наступати, но и сильным оружием в средину владетельства его входим и утесненных православных християн, аще бог допустит, от поганскаго его ига освобождать, на которую войну полагаем крайние наши таланты и с любезноверными и искусными нашими войскы самоперсонне против неприятеля онаго выступаем, ибо всем добрым, чистым и кавалерским христианским сердцам должно есть, презрев страх и трудности, за церкву и православную веру не токмо воевати, но и последнюю каплю крове пролияти, что от нас по возможности и учинено будет.

Притом, понеже удостоверишися есмы из многих исторей, яко древние ваши короли, деспоты и князие и протчия господа не токмо от языка славенска славно всегда почитахуся, но и оружием сами себя во всей Европе храбро ославляну, даже до тиранского неправеднаго овладания, того для в нынешнее от бога посланное время пристойно есть вам, подражая вышереченных своих предков древния свои славы возобновити, союзився с нашими силами и единокупно на неприятеля вооружився, воевать за веру и отечество, за честь и славу вашу, за свободу и вольность вашу и наследников ваших.

Прочее аще кто от вас в сию праведную войну за вспоможение християном потрудитися имать, то и перво получит от всеблагаго бога всякое благое возмездие, а от нас милость и награждение и ожалован будет кийждо вас привилегиями нашими по услугам и желанию вашему, ибо мы себе иной славы не желаем, токмо да возможем тамошныя народы християнския от тиранства поганского избавити, православный церквы паки украсити и животворящий крест возвысити. Итако, наконец, аще будем единокупно, кийждо по своей возможности, трудитися и за веру воевати, то имя христово вящше прославится, а поганина Магомета наследницы будут прогнаны в старое их отечество в пески и степи аравийския. Сии наши, ц. в., грамоты доброжелательные благородным вашим особам вручены будут от посланных наших.

Дан в Москве, лета господня 1711-го марта в 3-е.

Письма и бумаги императора Петра Великого. М., 1962, т. 11, вып. 1, с. 117-119. [31]


Комментарии

1. Начиная Прутский поход, Петр I рассчитывал на антитурецкое выступление балканских народов. Свое содействие обещали молдавский и валашский господари и сербы из габсбургских владений, большой отряд которых должен был соединиться с русскими войсками. Грамоты Петра I с призывом к югославянским народам к восстанию были направлены черногорскому митрополиту Даниле Петровичу Негошу и его брату кнезу Луке Петровичу, их повезли полковник Михаил Милорадович и капитан Иван Лукачевич. Милорадович должен был возглавить отряды в Черногории, Герцеговине и прилегающих областях. Население тотчас откликнулось на призыв к восстанию (см. док. 21 и примеч. 5 к нему).

2. Турция объявила войну России 9 ноября 1710 г. Вскоре после получения известия в Петербурге о начале войны (20 декабря 1710 г.) было подано «Мнение», по-видимому С. Л. Владиславича-Рагузинского, в котором предлагалось активно использовать силы югославянских народов. В «Мнении» подчеркивалось, что народы начали вооружаться. Предлагалось послать специальных представителей в Молдавию, Валахию, Албанию и прочие земли, «увещевая к оружию». Специальный наблюдатель должен был направиться в Венецию для оказания непосредственной помощи и поддержки (Письма и бумаги..., т. 11, вып. 1, с. 338-339). Этим наблюдателем был С. Л. Владиславич-Рагузинский, «которому предписывалось поддерживать связи с черногорцами, албанцами и герцеговинцами» (Орешкова С. Ф. Русско-турецкие отношения в начале XVIII в. М., 1971, с. 105).