Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

10

1708 г. марта 21(31). — Письмо (Автор неизвестен) Б. И. Куракину о предложении С. Владиславичу-Рагузинскому начать торговые операции в Архангельске и с сообщением военных и дипломатических известий

Гамбург

Милостивый государь! Уважаемое письмо вашего сиятельства от 18 февраля я получил к моему великому удовольствию и тысячу раз благодарю вас за него. Слышал, что Франческо Савиони назначается посланником Венецианской республики к нашему двору. Очень огорчен, что не буду там, дабы оказать ему всевозможные услуги, так как по воле начальства должен еще пробыть здесь несколько месяцев; но что не могу сделать лично, постараюсь устроить письмами к моим добрым друзьям, находящимся при нашем дворе.

Если вам угодно будет удостаивать меня своими письмами, то они могут быть пересылаемы через того купца, который передаст вам это письмо. С нашей стороны извещают, что турки еще покойны и пока не слышно ни о каком против нас движении 1. Из Польши есть известие, что наша армия находится в Литве около Полоцка в ожидании неприятеля 2, чтобы сразу покончить с ним; но я надеюсь, что раньше решительного сражения будут другие вести, так как французский министр Бонак усердно умиротворяет двух коронованных принцев 3. Командующий шведскими войсками генерал Реншильд 4 был ранен в частном столкновении. Что касается торговли, то я уже писал в Москву одному итальянцу Савве Владиславичу 5 из Рагузы, от которого на днях жду ответа, и думаю, что он будет доволен заняться торговым промыслом в Архангельском порте. Пока остаюсь искренно преданный и готовый к услугам вашего сиятельства.

Архив кн. Ф. А. Куракина. Саратов, 1893, кн. 4, с. 126. Пер. с итал. яз.


Комментарии

1. Во время Северной войны Россия была чрезвычайно заинтересована в сохранении мирных отношений с Турцией. Это обстоятельство приобрело для нее еще большее значение после того, как в сентябре 1706 г. польский король Август II после поражения в войне со Швецией был вынужден заключить с нею Альтранштадтский мир, по которому Польша и Саксония отказались от союза с Россией.

2. Автор письма, вероятно, недостаточно точно информирован. Русское командование действительно предусматривало возможность удара по корпусу генерала Левенгаупта в районе Полоцка, где и сосредоточило часть сил русской армии (Письма и бумаги... Пг., 1917, т. 7, вып. 2, с. 442). Однако уже 11 марта вопрос о сражении под Полоцком отпал. Было решено в случае появления больших шведских воинских контингентов (10 тыс. и более) сжечь магазины и отступить (Письма и бумаги..., т. 7, вып. 1, с. 87; вып. 2, с. 442, 111-112).

3. Бонак Жан-Луи д’Уссон — французский посол при Карле XII и Станиславе Лещинском. Франция в это время поддерживала шведского ставленника на троне Речи Посполитой — Лещинского. По Альтранштадтскому миру 1706 г. прежний польский король, Август II, который пользовался поддержкой со стороны России, отказался от престола в пользу Лещинского. В этих условиях задачи французской дипломатии сводились к примирению «двух коронованных принцев» на условиях сохранения Лещинского на польском престоле.

4. Генерал-фельдмаршал шведской армии, командовал корпусом. Сведений, подтверждающих ранение Густава Реншильда, не найдено. О военных действиях корпуса см.: Письма и бумаги... М., 1962, т. 11, вып. 1, с. 78; М., 1951, т. 8, вып. 2, с. 425.

5. Владиславич-Рагузинский Савва Лукич ошибочно назван итальянцем, в действительности он уроженец Герцеговины, общественно-политический деятель, выступавший за освобождение народов Балканского полуострова от османского ига, основные свои надежды возлагал на помощь России (Павленко Н. И. Савва Лукич Владиславич-Рагузинский, — Сибирские огни, 1978, № 3).