Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ИЗВЕСТИЯМ ТАРАСОВА

Приложение к Журналу

М. Тарасова

У »Найомени« Тарасов излаже податке о Црнои Гори коиеие сам прикупио. Она има 6 нахииа и »брдски народ« (ти. Брда). Грбальска и Паштровичка нахииа су под влашчу Венециианске републике. Катунска нахииа ие независна. Црмничка, Рииечка, Льешавска нахииа и села у Брдима су под влашчу Турске коиои плачаиу харач. Народ нема своие владе а митрополитова власт ие врло слаба иако су се раниие архиереиима сви повиновали. Немале закона, простаклук воде ка непослушносши према стариешинама. Суд у ово врииеме скоро да и не постоии због поиачаньа сукоба.

Земльорадньа иедва да омогучава неопходну исхрану. Због тога становништво, особито у Катунскои нахиии, бави се ильачком Турака и пролазника. Са Турцима су Црногорци у сталним споровима и сукобима а са Млечанима одржаваиу мир. Саопштава о броиу наоружаних ратника коие могу имаши разне нахиие, о брогу цркава и манасшира коии су у краинье бииедном станьу.

Само мали дио Црногораца ие привржен Русиии а остали су према ньои усрдни само ако добииаиу дарове и новац.

ПРИМЕЧАНИЕ, УЧИНЕННОЕ СЕВСКОГО ПОЛКУ ПОДПОРУТЧИКОМ МИХАЙЛОМ ТАРАСОВЫМ ВО ВРЕМЯ БЫТНОСТИ ЕГО В ЧЕРНОЙ ГОРЕ 1766 ГОДА

В бытность мою в Черногории мною просмотрено и разведано, что оная Черногорская область состоит из превысоких каменных гор, в длину считается 17, а в ширину 8 турецких часов езды, полагая в каждый час по 4 итальянских мили; разделяется на 6 нахий (то есть уездов). На западной стороне Гербельская и Пастровичская нахии и в близи с первою состоящие селы: Лущила Кертоле и Лещевичи по морскому берегу от Катаро по Скутари лежат. От Гребельской к северу начинается Катунская и граничит как с помянутым городом Катаром, так и с турецкими городами Колашином, Клостаром и Никшичем. От Пастровичской нахии к югу простирается Цермницкая до турецкого ж города Антивера. От Цермницкой к восточной части лежит Речская нахия и граничит с турецкими городами Скадром и Зетою. А от оной на восток — Лешанская нахия, которая граничит с турецкими ж городами Жабляком, Подгорицею и Спужем. А между Лешанскою и Катунскою нахиями состоят селы: Пешивац, Белопавлич, Пипер, Ораховац, Грахово, Зверстно, Кривошие, Трешнево, Братоножичи, Висоевичи, Шириели, Груды, Кучи, Кастраты и Клименты, которые все называются берганским народом и граничат с турецкими городами Требинем, Клобуком и Благаевом. Итак, вышеобъявленная область с одной стороны граничит с венецианскою, а с трех — с турецкими областями. [62]

Вышеписанный черногорский народ правления не имеет, и хотя их митрополит и главным того народа правителем называется, но власть его ныне состоит в весьма тесных пределах, ибо он виновному не токмо в случае происшедших между простолюдинами каких-либо ссор, но и пред ним кроме проклятия более ничего учинить не силен, да и то такому только, который оное за действительное почитает, ибо многие из них то презирая, считают оное (по своему неразумию) для отмщения весьма слабым оружием. А несколько тому лет, как они своих архиереев за святых почитали и во всем слепо им повиновались. Ныне же употребляемого оным митрополитом титула черногорский повелитель помянутые черногорцы терпеть не могут, объявляя, что они его только за архирея почитать должны. А впрочем они столь же благородны и никому не подвластны, как и он и что каждый из них от самого себя зависит.

Подобным образом и прочие их начальники никакого кроме одного звания чинов пред другими преимущества не имеют, потому что у них чины не по заслугам, но по древности фамилии и по достатку от народа получаются, и каждая деревня по своей воле начальника себе производит, включая губернатора, ибо в оное звание целою нахиею избирают. Присем большая надобность нововыбирающагося начальника (разумея под сим именем губернатора и прочих их старшин) состоит в том, чтоб согласить на свою сторону тех, которые прочих (по их бедности) достаточнее прочитаются, а бедные обыкновенно из интересу на то согласны бывают, потому что они по часту к начальникам своим прибегают занимать денег, хлеба и прочих необходимых вещей. Чины же оные начальники имеют только за один уряд, по силе древних обычаев. А впрочем народ начальников против своей воли не слушает, ибо будучи без прав и законов о послушании и покорности, также по невежеству и о благочестии понятия не имеют, а единственным своим предводителем имеют слепое свое стремление.

Суд же у них состоял точно на таком основании как господином бригадиром Пучковым описан, то есть, что соберутся за старшины их неколько человек в архирейском доме и, севши за стол, студят винного, и суд обычно кончится при великом крике такою сентенциею: ежели есть смертное убийство, то позволяется учинить равномерное отмщение, а когда дело состоит в краже, то в семеро против цены украденного виновытый заплатить должен. Но ныне по причине умножавшихся между ими междоусобий вовсе уже оставлен, кроме того наказания, что разоряют дом за убийство односелянина. Разорение же состоит в том, что только кровлю сорвут и от стен несколько камней разбросают.

Земледелие у них по причине каменных гор находится в таком бедном состоянии, что народ с великим трудом едва только нужное может иметь к пропитанию, кроме приморских Пастровичской и Гербельской, также и неподалеку от помянутой Пастровичской в горах лежащей Цермницкой нахий, которые и ровных, также удобных к земледелию и для содержания виноградов и масличных деревьев мест несколько имеют. По причине чего многие из них по неимению у них никаких художеств более в воровстве и грабительствах обращаются, а особливо лежащие по боснийским границам Катунской нахии селы вовсе [63] земледелия не имеют, а разбивают живущих с ними в соседстве турок и туркам тарам или подать дающих черногорцев и всяких проезжих людей. Причем почти всякого турчина жизни лишают, почитая оное себе за спасение, к чему и духовные их поощряют, как назад тому 2 года турецкого города Никшича судью с бывшими при нем жизни лишили, за что от помянутых соседов равномерным образом отмщение получают. Итак, сколь разведать я мог, черногорцы с турками во всегдашних ссорах и убийствах пребывают, выключая Венецианов, потому что вышеписанные живущие по морскому берегу черногорцы к тому оных своих одноземцев не допускают, получая за то от означенной Венецианской республики немалые пенсионы.

О числе вооруженного их народа при разных случаях разведал, что никому не подлежащих черногорцев только близ 2 тысяч человек вооружиться могут, потому что кроме Катунской нахии, о которой предидущее разумеется, прочие все состоят под турецкою и венецианскою властью, как то туркам гарач дающие нахии: Цермницкая, Речская и Лешанская и берганского народа селы вооруженного народа около 4 тысяч человек собрать могут. В принадлежащих венецианам нахиях Пастровичской и Гербельской и в близ с оною состоящих селах Лущице, Кертоли и Лещевичах вооружиться может до 2 тысяч 200 человек, в том числе считая и тех, которые из разных нахий в Константинополе и в других турецких городах в садовниках и у венецианской республики в военной службе находятся. И хотя вышеписанные нахии и селы и под разными состоят державами, но по религии все к черногорскому митрополиту подлежат церквами и во время у турков с черногорцами войны многие из них против турков воюют.

Церквей во всех черногорских селениях до 80, а монастырей с архирейскими подворьями 12 считается, в которых иеромонахов и монахов до 28 человек находится. Вышеобъявленные храмы божии (сколь мне случилось видеть) в таком состоянии находятся, как о том господином Пучковым государственной коллегии иностранных дел пред сим донесено, то есть, что храмы божии весьма худого здания и пусты, так что ежели бы кто о том не дал знать, что оное бедное и беспорядочное здание избрано от них для приношения бескровной спасителю жертвы, то рожденному в християнской державе никак собою оного узнать не можно, потому что не имеет на себе ни креста (которого и соборные их церкви лишаются), ни внутри книг окроме нескольких икон. Книги же (как я от черногорцев слышал) приходские священники тогда от митрополита берут, когда им священнодействовать нужда случится. В вышеупоминаемых их приходских церквах по римскому обычаю всегда растворены двери, и как у них у тех церквей сторожей нет, то пасутся близ оных церквей овцы и козы (как я от живущих в соседстве с черногорцами Венецианов слышал) нередко в церкви отдыхать заходят, отчего там немалая нечистота. Следственно, что в оных церквах и священослужение весьма редко бывает.

Что касается до того, в какой склонност и усердии черногорцы к Российской империи находятся, то сколько мне можно было из [64] разговоров и других обстоятельств приметить, что невеликое число между ими можно найти доброжелательных и усердных к России, прочих же усердие и доброжелательство тогда только оказывается, когда они получают подарки, а паче всего деньги.

Подпорутчик Михайла Тарасов.

АВПР, ф. Сношения России с Черногорией, 1765-1769 гг., д. 15, л. 155-157 об. Оригинал.