ПИСЬМО СЕРБСКО-АВСТРИЙСКОГО ПАТРИАРХА ИОСИФА РАЯЧИЧА К РУССКОМУ КОНСУЛУ В БЕЛГРАДЕ.

Известно, что в 1848 году, когда Мадьяры стали искать полной независимости для Венгрии, венгерские Славяне выставили также свои требования. Сербы собрались 1-го мая в Карловце и, образовав из себя народную скупчину, составили список своих желаний и требований, который они хотели подать императору Фердинанду. Вместе с тем они провозгласили своего митрополита Иосифа Раячича патриархом, а полковника Стефана Шупликца Витежского своим воеводою. Патриарх Раячич ездил в Инспрук, вместе с сербскою депутацией, где и представил императору подписанный на майской скупчине адрес. Но император ограничился одними обещаниями. Тогда Сербы образовали в Карловце «главный отбор» (комитет), для вершения народных дел под председательством [121] Раячича, в больших городах окружные отборы, а по селам под-отборы. Вновь набранного воеводы тогда еще не было между Сербами: он находился в Италии вместе с другими граничарами; а потому вся власть перешла в руки престарелого патриарха. Раячич был человек сурового и решительного характера: он держал австрийских Сербов в повиновении у церковной власти и неохотно допускал вмешательство светских правителей в народные дела. Вскоре к нему примкнули все отдельные предводители сербского восстания против Мадьяр, которые засели в крепостях. Уже в июне начались стычки. Только 16-го сентября Шупликац, произведенный уже в генералы, явился среди Сербов и образовал из них особый корпус под названием «австрийско-сербской армады». В этом корпусе находились и Сербы, пришедшие из Сербского княжества на помощь своим братьям, под начальством полковника Кничанина. 2-го октября произошла битва между Сербами и Мадьярами под Кикиндой, окончившаяся счастливо для Сербов, вследствие чего Мадьяры заключили с ними временное перемирие. В то время, когда Шупликац управлял военными делами венгерских Сербов, патриарх Раячич заведывал делами политическими, а «главный отбор» экономическими.

Между тем мадьярские войска одерживали верх над австрийскими на Севере Венгрии и, ободренный тем южный корпус Мадьярской армии решился ударить на Сербов, не дожидаясь конца перемирия. К этому-то времени и относится нижеприводимое письмо патриарха Раячича к русскому генеральному консулу в Белграде. Нил Попов.

________________________________________

Ваше высокородие, милостивый государь!

От дне на день громятся неприятные вести, яже дух мой в [122] крайнее погружают отчаяние. Град Осек, в котором повелевает Г. М. барон Иовичь, по нещастию Сербин, воздвигл 5 сего месяца Мадьярскую хоругвь и тем отверз путь Мадьяром за наше ледия. Петроварадинский командир барон Благоевич отказал дальнее примирение, которое ради собрания виноградских плодов с ним уречено было; генерал Рот капитулировал с 10000 воев и 10 комадов артилерии. Бан-Иелачичь еле спасти может что от своея при Виенне сущие армии. Вся убо тяжесть рати пала на бедные Серби австрийские. В сем положении я не вижу спасения за народ Сербский, за наше благочестие.

Что мыслит о нас великая Россия? Будет ли попустит истребление наше от лица земли? От крупиц, падающих от трапезы ее, мы насытилися бы. Довлеет ей рещи единое слово, и мы спасени есми. Почто не взяла бы нас она во свое покровительство, егда Австрийский император тое нам подати не может, сам помощи требуя? Лучше нам есть, на подобие княжества Сербии, под именным покровительством ее, и турецкое нежели мадьярское иго носити.

Сотворите благо, милостивый госусударь, и предложите его императорскому величеству страдания наша, бездну опасности, в край кося стоим и вопли наша. Скажите ему, что мы в крайнем отчаянии обретаемся, что чаем Бога спасающего ны, и помощи точию от него и от России надеятися можем. Да повелит княжеству Сербскому, чтобы нам не яко же до ныне, но со всею силою своею в помощь притекло; да послет из Валахии и из Бессарабии ружии, пушок, аммуниции и денгов; или [123] поне да посредствует, чтобы на основании наших древних прав и привилегий по изреченному и всем народам от государя-императора подаренному-равенству и свободам со Мадьярами примирие соделати могли.

Сие со слезами пишу и вопию к благородному сердцу вашему, да не презрите моления и вопля моего; но да будете скорый помощник и заступник наш в сих бесчисленных и несчастных бедах наших.

Примите в прочем истинное мое высокопочитание, им же навсегда есмь Вашего высокородия нижайший раб

Иосиф.

В Земуне 8 октября 1848.

Текст воспроизведен по изданию: Письмо сербско-австрийского патриарха Иосифа Раячича к русскому консулу в Белграде // Русский архив, № 1. 1868

© текст - Попов Н. 1868
© сетевая версия - Тhietmar. 2019
©
OCR - Андреев-Попович И. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский архив. 1868