Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

83

Донесение А. С. Ионина А. П. Бутеневу о возвращении посавинской депутации из Вены в Сараево и о встрече с Й. Ковичем

№ 127

30 июня 1858 г. Сараево

Милостивый государь Аполлинарий Петрович!

Депутаты посавинские, воротившиеся из Вены, находятся теперь в Сараеве и ожидают, чтобы рассмотрели жалобы поселян, которых они представители. Азиз-паша, бывши в Тузле, объявил народу, что турецкое правительство не признает законными депутатов, отправившихся в Вену, и потребовал других, которые подписали новое положение об отношениях поселян к их помещикам 1. Но после того, как положение это было объявлено, народ, недовольный им, начал волноваться, а депутаты, подписавшие его, объявили, что они были принуждены к тому угрозами и силою. Но Азиз-паша уже не был в Тузле и доносил в Порту, что дела Посавины кончены к общему согласию. Между тем, депутаты, возвратившиеся из Вены, принесли Киани-паше письма от Калимаки, вследствие которых он обошелся с ними весьма ласково и признал их законными депутатами от народа Посавины для окончательного устройства дел, и теперь они протестуют против положения Азиз-паши, которое, как они говорят, было сделано без ведома народа, только с согласия одних аг (помещиков).

Один из депутатов, Ново Кович, был у меня советоваться, что сказать им, когда позовут их в суд, и я увидал, что он не совсем искренно желает скорейшего и полюбовного окончания дел и, показывая уступчивость, требует того, в чем ему, вероятно, откажут. Он соглашался, что уничтожить третину нельзя, потому что она была установлена по просьбе самих поселян; признался, что для них весьма легко платить эту повинность, если уничтожат злоупотребления и подтвердят закон — платить агам третью часть только от трех хлебов (ржи, пшеницы и маиса.) Но вот уже 8 лет, как аги поступают против этих постановлений. Кроме того, они не строили домов своим кметам (поселянам), как это было условлено. Кметы принуждены были держать своих волов, лошадей и земледельческие орудия, что было тоже против установления. Теперь депутаты соглашаются платить третину, как и прежде, но требуют, чтобы аги заплатили им, во-первых, за все несправедливо взятое от них обманом или насилием в продолжении 8 лет, во-вторых, за дома, которые кметы построили на свой счет на земле своих аг и, наконец, чтобы заплатили за то, что кметы без вознаграждения расчищали леса и неудобные места для своих аг. По положению кмет, расчистивший такое место для пашни, мог не платить ничего с этого нового поля в продолжении двух лет, хотя бы оно и принадлежало аге. Наконец, депутаты требуют, что или (Так в тексте) им дадут новое положение для платы их податей и повинностей, то [гда] для обеспечения на будущее время справедливых сборов и предупреждения злоупотреблений аг и полицейских чиновников назначили бы новых чиновников, которые могли бы действовать только с согласия выборных из деревень (кнезов).

То, что депутаты требуют платы за прошедшие злоупотребления, опять отодвинет окончание дела на долгое время. Мне сказал Иово Кович, когда я ему заметил, что турецкое правительство обвиняло их в намерении доказывать, что аги владеют землей незаконно, что они ее отняли в старину насилием и что земля, на которой работают поселяне, должна принадлежать им. «Нам не нужно доказывать этого, — сказал мне депутат, — когда [186] мы можем и без того взять эту землю. Пусть заставят аг заплатить нам за все прошедшие злоупотребления, тогда земля сама собою отойдет к нам, потому что требуемая нами плата почти превосходит ценность земли».

Из этого видно, что депутаты не оставили еще надежды на исполнение своих смелых требований, и видно, что наставления австрийских агентов не остались совершенно бесплодными; дело далеко от конца, смуты еще будут волновать Посавину и увеличивать бедность в ней христиан, которые долго еще не будут довольны своим положением. Вот все, чего хотят эти агенты.

Ново Кович говорил со мною с полным доверием, не скрывал своих видов и часто признавался в необдуманности некоторых поступков депутатов, его товарищей. Он мне прислал записку о том, как они жили в Австрии. Перевод этой записки осмеливаюсь приложить при сем донесении 2.

Замечательно, что человек этот, поддаваясь влиянию и советам австрийских агентов, совсем не симпатизирует австрийскому правительству и с большою верностью подметил его недостатки и отношения к Боснии. Кажется, что в Посавине австрийцы и босняки, хитря друг с другом, не полагаются на обоюдную дружбу. Босняки видимо желают пользоваться временем и, ласкаясь к Австрии, извлечь из нее возможную для себя пользу, причем не обязываясь за то, ни даже благодарностью.

С глубоким почтением и совершенною преданностью честь имею быть, милостивый государь, вашего высокопревосходительства покорнейшим слугою

А. Ионин

АВПР, ф. Посольство в Константинополе, д. 2322, л. 150-152. Автограф.


Комментарии

1. См. док. 65.

2. См. док. 82.