Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

48

Донесение К. Д. Петковича А. П. Бутеневу о беседе с делегатом герцеговинских повстанцев М. Любибратичем о намерении направить депутатов к представителям держав в Вену

№ 10

120 января (1 февраля) 1858 г. Дубровник

Милостивый государь Аполлинарий Петрович!

Представляя при сем вашему высокопревосходительству рапорт консула нашего в Скутари, за № 7, честь имею почтительнейше присовокупить, что, по прибытии из Мостара в Требинье английского вице-консула и православного архимандрита Памучины, посланного пашою с увещаниями и уверениями, что будут приняты во внимание справедливые жалобы райи и прекращены претерпеваемые ими злоупотребления, большая часть вооружившихся христиан возвратились в свои дома, а в то же самое время и черногорцы удалились из Герцеговины вследствие приказания черногорского правителя, побужденного к этому английским агентом. Данило отправил в Герцеговину для этой цели двух сенаторов — Ива Радонича и Петра Вукотича, которые и по настоящее время остаются еще в Грахове, ожидая инструкций для устройства пограничных дел, по которым не могли согласиться с турками. За удалением черногорцев осталось только небольшое число вооруженных христиан в монастыре Дужи и в его окрестностях, не полагаясь слишком на обещания паши и уверения английского вице-консула и опасаясь, не без основания, вероломного нападения со стороны требинских турок.

Третьего дня ночью явился в императорское консульство некто Любибратич, посланный из м[онастыря] Дужи с письмом ко мне от тамошних старшин 1. Изложив подробно все угнетения, какие терпят в Герцеговине наши единоверцы, их недостаток в оружии и амуниции и невозможность защищаться против угрожающего им нападения турок, просил совета: могут ли герцеговинцы при таких затруднительных обстоятельствах отправить депутацию в Вену к представителям великих держав и просить у них представительства и защиты, так как они не восставали против своего государя, а вынуждены были взяться за оружие, чтобы защищаться против местных турок — ослушников его власти, напавших на них в то время, когда с одобрения паши они желали обнародовать султанский [121] хатти-гумаюн и просить, дабы с христианами поступали согласно его постановлениям. Выставив на вид посланному, что императорское консульство в Рагузе находится в пределах Австрии и дела Герцеговины не состоят в круге его деятельности, а, напротив, в ведении нашего консульства в Сараеве, я сказал, что не могу считать себя вправе давать какие бы то ни было советы, особенно в деле, обстоятельства и подробности которого мне не совершенно известны. Тем не менее, я дал ему заметить, что не в Вене а в Конст[антинопо]ле следует быть рассмотрену их делу, что отправление депутатов в настоящее время может быть сопряжено с затруднениями и повлечет за собою проволочку времени, в продолжение которого турки могут напасть на беззащитных христиан, вырезать их и разорить их жилища, если паша с имеющимися в его распоряжении войсками не возьмется оградить их, и что поэтому может быть лучше было бы, если бы они обратились к консулам, которые ближе к ним, с просьбою требовать у паши прежде всего ограждения христиан от нападения, а потом рассмотреть их жалобы и представить куда следует. Посланный между прочим сказал мне, что у бывшего предводителя вооруженных христиан Вукаловича находятся письма от здешних властей с обещаниями войска и амуниции.

Считаю не излишним представить при сем вашему высокопревосходительству также перевод с помянутого письма.

С глубочайшим почтением честь имею быть вашего высокопревосходительства покорнейшим слугою

К. Петкович

Резолюция А. П. Бутенева: Le pr. L[obanoff]. P[our] l’inforation ensuite a M. Grote et Novikoff. (Князю Л[обанову]. Для последующего сообщения г. г. Гроту и Новикову (фр.))

Помета: Получено 3 февраля.

АВПР, ф. Посольство в Константинополе, д. 2120, л. 1-2 об. Автограф.


Комментарии

1. В этом письме, подписанном игуменом Дужского монастыря Е. Дучичем и 7 старейшинами, содержались жалобы на притеснения турецких властей и невыполнение обещанных хатт-и хумаюном 1856 г. реформ (АВПР, ф. Посольство в Константинополе, д. 2120, л. 3).